Влияние ценностей на формирование жизненной позиции
Страница 1

Вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.

Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Они могут выбирать — разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера.

Кравченко А.И. считает, что ценности принадлежат группе или обществу, а ценностные ориентации — индивиду [24, с. 137].

В психологическом исследовании ценность, с одной стороны выступает как положительная (или отрицательная) значимость для исторически определенной общности или отдельной личности любых природных и социальных явлений и процессов и иных реальных или идеальных объектов. С другой — внутренне субъективной стороны, ценности являются взгляды, убеждения, идеи и идеалы, нормативы и образцы, интересы и жизненные планы, в соответствии с которыми и на основе которых эти объекты признаются ценными или вредными, или безразлично-нейтральными.

Роль ценностей определяется тем, что они служат мотивообразующими факторами, участвуют в определении целей и средств, отвечающих тем или иным ценностям; являются основой принятия решений и критерием, того, к чему следует стремиться и чего следует избегать; служат арбитром в решении внутренних конфликтов, указывая на предпочтительный выход; вносят устойчивость в поведение личности и общественную жизнь, обеспечивая возможность их предвидения [50, с. 97].

Познавая действительность, люди не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят их с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности. Познанные свойства объектов определенным образом переживаются. Возникает новое, на этот раз уже интеллектуально-эмоциональное образование — психическое отношение к объектам познания и практической деятельности (определение субъективной значимости объекта как хорошего или плохого, полезного или вредного, приемлемого или неприемлемого и т.п).

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации [36, с. 86].

По мнению Десфонтейнес Л.Г., ценностные ориентации определяют направленность личности и формируют цели поведения человека. В структуре ценностных ориентаций выделяются сензитивные периоды, когда непосредственное влияние ценностей на поведение человека ослаблено и изменено, что связано с глубокими изменениями в структуре личности и ценностных ориентаций. Автор отмечает, что динамика ценностей подвержена половым различиям [12].

Ценностные ориентации это устойчивая система установок, определенным образом ориентированная на социальные ценности и направляющая поведение людей по отношению к этим ценностям в условиях их сложного взаимодействия. Доминирующие установки образуют направленность личности, определяют ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентации.

К.Г. Юнг [49, с. 67] видит истинную сущность личности в ее стремлении к обретению своей самости. Родовая сущность» самости в том, что Юнг считает ее важнейшим архетипом, т.е. тем, что исторически характеризует Человека.

Братусь предлагает трехуровневую, «трехэтажную» структуру личности.

Первый уровень называется собственно личностным или личностно-смысловым. Он «ответственен» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе. Имеется в виду не абстрактная философская рефлексия, а вполне насущная и решаемая каждым задача осмысления, смыслового оправдания своего бытия. Однако смысловые ориентации не могут сами по себе обеспечить присвоение человеческой сущности, они лишь определяют те или иные устойчивые отношения к ней.

Страницы: 1 2 3 4 5

Коммуникативные способности. Общение. Его виды и функции
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие либо чувс ...

Фактор Е “Подчиненность – доминантность”
При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность до полной пассивности. При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агресс ...

Психология личности несовершеннолетнего правонарушителя
Социальная детерминация поведения личности носит сложный характер. С одной стороны, на личность влияют (и ее формируют) объективные отношения, в которые включается человек и которые определяют его субъективное отношение к окружающему, выражающееся в его стремлениях, склонностях и т.п. Социальный статус и выполняемые личностью социальные ...