Заключение
Страница 1

В результате анализа научной литературы и данных, полученных в ходе наших исследований можно заключить, что повышенная тревожность является негативным фактором, оказывающим деструктивное влияние на личность человека.

Проведенное исследование в этом направлении позволило решить стоявшие перед нами задачи и тем самым достичь цели.

В первой части работы были рассмотрены теоретические основы тревожности личности в трудах психологов и философов. Затронуты аспекты философского и психологического понимания тревожности. Отличие тревожности от чувства страха. Рассмотренные теории позволили сделать вывод о том, что позиции в изучении тревожности различны. Однако, в основном, тревожность рассматривается как эмоциональное состояние личности, которое оказывает негативное воздействие на психику человека. Тревожность исследуется большинством авторов в тесной взаимосвязи со страхом, так как страх является объективным выражением тревоги. Однако одни исследователи указывают на тревогу как первичную реакцию, другие на страх как фактор, вызывающий состояние тревожности. Делая вывод, мы охарактеризовали тревогу как - неадекватную реакция на ситуацию внешней угрозы; реакцию аналогичную страху, но при отсутствии ситуации внешней опасности; реакцию проявляющуюся как состояние беспомощности перед лицом угрозы.

Значительное внимание уделено причинам и особенностям проявления тревожности в подростковом возрасте. Основными причинами проявления тревожности в подростковом возрасте названы негативные проявления в общении со взрослыми, завышенные требования по отношении к подростку, догматические методы воспитания и.т.д. Кроме того, показано, что существует разница в проявлении тревожности мальчиками и девочками. Отмечено, что эти различия в объяснениях тревоги проявлялись, прежде всего, в ситуациях, не связанных с какой-то конкретной деятельностью. То есть, подтверждается, что тревога не связана с объектом, как страх, а является на первый взгляд беспричинной.

Здесь же дан анализ особенностей личности несовершеннолетних осужденных. Рассмотрены некоторые аспекты возникновения повышенной тревожности в условиях заключения. Выяснено, что состояние тревожности у несовершеннолетних осужденных характеризуется связью тревожности с неудовлетворением ведущих потребностей в подростковом возрасте, поскольку это едва ли не самое важное следствие внутриличностного конфликта. Разнонаправленность мотивационных тенденций, порождаемых столкновением внутриличностных образований ведет к неудовлетворению фундаментальных потребностей. Специфика нахождения в заключении усиливает данные тенденции, приводя подростков к развитию неврозов, и психическим расстройствам.

В экспериментальной части работы проведено изучение особенностей тревожности у несовершеннолетних осужденных.

В процессе исследования проведена диагностика тревожности осужденных, выявлен уровень социальной адаптации в условиях воспитательной колонии. Диагностика показала наличие высокого уровня тревожности у значительной части подростков.

Проведенный анализ результатов исследования показал тесную взаимосвязь между неудачной адаптацией в колонии и уровнем тревожности подростков.

Проведенная диагностика позволила разработать систему коррекционных занятий с целью воздействия на подростков с наиболее высоким уровнем ситуативной тревожности.

Система работы с тревожными подростками основана на форме поведенческой терапии АМТ. Целью АМТ является обучение контролю за проявлением тревожности. В процессе проведения занятий, в основу которых была положена методика АМТ, признаки тревожности подростов снизились. Тревожность хоть и осталась характерной чертой несовершеннолетних осужденных, однако наметились тенденции к ее снижению. Это было подтверждено методами математической статистики.

Проведенный формирующий эксперимент показал, что коррекция тревожности возможна, ели целенаправленно работать с подростками в условиях учебной деятельности в воспитательной колонии.

Таким образом, была доказана гипотеза: Тревожность личности осужденных подросткового возраста:

Страницы: 1 2

Развитие диалогической речи детей с ЗПР дошкольного возраста
Характеристика диалогической речи детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития. По данным Ф.А.Сохина детям с задержкой психического развития доступна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы ...

Наркомания и токсикомания
Отличие между ними условно. Термин "наркомания" используют по отношению к употреблению веществ, изменяющих психическое состояние, которые зарегистрированы как наркотики, "токсикомания" – при употреблении веществ, в этом качестве не зарегистрированных [37]. Человечество с древних времен использовало различные веществ ...

Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков
Трудности диагностики депрессивных явлений привели к осознанию специалистами необходимости учета психологических аспектов возникновения и развития данных явлений у подростков. На основании имеющихся в литературе данных можно выделить ряд направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникнов ...