ЗаключениеСтраница 1
В результате анализа научной литературы и данных, полученных в ходе наших исследований можно заключить, что повышенная тревожность является негативным фактором, оказывающим деструктивное влияние на личность человека.
Проведенное исследование в этом направлении позволило решить стоявшие перед нами задачи и тем самым достичь цели.
В первой части работы были рассмотрены теоретические основы тревожности личности в трудах психологов и философов. Затронуты аспекты философского и психологического понимания тревожности. Отличие тревожности от чувства страха. Рассмотренные теории позволили сделать вывод о том, что позиции в изучении тревожности различны. Однако, в основном, тревожность рассматривается как эмоциональное состояние личности, которое оказывает негативное воздействие на психику человека. Тревожность исследуется большинством авторов в тесной взаимосвязи со страхом, так как страх является объективным выражением тревоги. Однако одни исследователи указывают на тревогу как первичную реакцию, другие на страх как фактор, вызывающий состояние тревожности. Делая вывод, мы охарактеризовали тревогу как - неадекватную реакция на ситуацию внешней угрозы; реакцию аналогичную страху, но при отсутствии ситуации внешней опасности; реакцию проявляющуюся как состояние беспомощности перед лицом угрозы.
Значительное внимание уделено причинам и особенностям проявления тревожности в подростковом возрасте. Основными причинами проявления тревожности в подростковом возрасте названы негативные проявления в общении со взрослыми, завышенные требования по отношении к подростку, догматические методы воспитания и.т.д. Кроме того, показано, что существует разница в проявлении тревожности мальчиками и девочками. Отмечено, что эти различия в объяснениях тревоги проявлялись, прежде всего, в ситуациях, не связанных с какой-то конкретной деятельностью. То есть, подтверждается, что тревога не связана с объектом, как страх, а является на первый взгляд беспричинной.
Здесь же дан анализ особенностей личности несовершеннолетних осужденных. Рассмотрены некоторые аспекты возникновения повышенной тревожности в условиях заключения. Выяснено, что состояние тревожности у несовершеннолетних осужденных характеризуется связью тревожности с неудовлетворением ведущих потребностей в подростковом возрасте, поскольку это едва ли не самое важное следствие внутриличностного конфликта. Разнонаправленность мотивационных тенденций, порождаемых столкновением внутриличностных образований ведет к неудовлетворению фундаментальных потребностей. Специфика нахождения в заключении усиливает данные тенденции, приводя подростков к развитию неврозов, и психическим расстройствам.
В экспериментальной части работы проведено изучение особенностей тревожности у несовершеннолетних осужденных.
В процессе исследования проведена диагностика тревожности осужденных, выявлен уровень социальной адаптации в условиях воспитательной колонии. Диагностика показала наличие высокого уровня тревожности у значительной части подростков.
Проведенный анализ результатов исследования показал тесную взаимосвязь между неудачной адаптацией в колонии и уровнем тревожности подростков.
Проведенная диагностика позволила разработать систему коррекционных занятий с целью воздействия на подростков с наиболее высоким уровнем ситуативной тревожности.
Система работы с тревожными подростками основана на форме поведенческой терапии АМТ. Целью АМТ является обучение контролю за проявлением тревожности. В процессе проведения занятий, в основу которых была положена методика АМТ, признаки тревожности подростов снизились. Тревожность хоть и осталась характерной чертой несовершеннолетних осужденных, однако наметились тенденции к ее снижению. Это было подтверждено методами математической статистики.
Проведенный формирующий эксперимент показал, что коррекция тревожности возможна, ели целенаправленно работать с подростками в условиях учебной деятельности в воспитательной колонии.
Таким образом, была доказана гипотеза: Тревожность личности осужденных подросткового возраста:
Психологические особенности проявления агрессивного поведения людей. Понятие агрессии. Основные теории агрессии
В основе всякой агрессивности лежит тот или иной конфликт – осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной. По сути своей, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного, деятельностного недовольства человека условиями окружающей жизни, ближними или самим собой.
Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо ...
Способы суицида
Способы суицида варьируют в разных культурах. Повешение – ведущий способ суицида во всем мире. В США около 60% всех суицидов происходят с использованием огнестрельного оружия. В Канаде, где оружие менее доступно, с его использованием происходит 30% суицидов. Отравление, например, с использованием передозировки лекарственных средств, отм ...
Исследование проблемы саморегуляции в работах отечественных и зарубежных
психологов. Развитие представлений о саморегуляции.
Способность к регуляции психических процессов и состояний отличалась еще в работах Аристотеля.
К научному исследованию саморегуляции как специфического процесса в живых системах приступили в начале ХХ века.
Идея регуляции поведения как особого самостоятельного процесса была ясно сформулирована в работах Ч. Шеррингтона и И.М. Сеченова, ...