Эмпирическое исследование паттернов материнского поведения. Программа исследования

Психологическая информация » Трансгенерационные паттерны материнского поведения » Эмпирическое исследование паттернов материнского поведения. Программа исследования

Цель исследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнить их с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии.

Задачи исследования:

· выявить установки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся и непередающиеся от поколения к поколению;

· выявить аналогичные установки у девушек, воспитывающихся вне семьи;

· обнаружить взаимосвязи между установками девушек, воспитывающихся в семьях, и установками их матерей и бабушек; выявить существующие модели поведения переходящие из поколения в поколение;

· сравнить установки девушек, передающиеся в поколениях, с аналогичными установками девушек, воспитывающихся в семье и вне семьи.

Объект нашего исследования – особенности материнского поведения. Предмет исследования – паттерны материнских установок у женщин.

В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:

1. Существуют материнские установки на выполнение роли матери в семье, которые передаются из поколения в поколение;

2. Существуют материнские установки, которые от поколения к поколению "нарастают" и материнские установки, которые "изживают себя";

3. Материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов.

База исследования: в качестве испытуемых выступили семьи с одним ребенком – дочерью – проживающие в городе Кострома и костромской области, а также воспитанницы детских домов.

· Группа Бабушек; n=12 человек в возрасте от 57 до 80 лет.

· Группа Матерей; n=12 человек в возрасте от 36 до 55 лет.

· Группа Дочерей; n=12 человек в возрасте от 16 до 22 лет.

· Группа Девочек-сирот; n=10 человек в возрасте от 16 до 18 лет.

Метод исследования: исследование проводилось с помощью методики PARI Е.Шеффер и Р.Белла, адаптированной Т.В.Нещерет, которая предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к детям вообще, а так же к различным сторонам семейной жизни (семейной роли) [Райгородский Д.Я., 2005]. Методика содержит 115 вопросов, распределяющихся по 23 шкалам: вербализация, чрезмерная забота, зависимость от семьи, подавление воли ребенка, ощущение самопожертвования, опасение обидеть ребенка, семейные конфликты, раздражительность, излишняя строгость, исключение внесемейных влияний, сверхавторитет родителей, подавление агрессивности ребенка, неудовлетворенность ролью хозяйки, партнерские отношения с ребенком, развитие активности ребенка, уклонение от конфликта, безучастность мужа, подавление сексуальности ребенка, доминирование матери, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, уравнение отношения (товарищество), стремление ускорить развитие ребенка, несамостоятельность матери.

Шкалы объединяются в группы по отдельным аспектам семейных отношений, а именно: хозяйственно-бытовые, межсупружеские, родительско-детские отношения. Имеются тестовые нормы опросника для матерей (n=169 человек).

Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста
Психологи и педагоги указывают, что ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот же период важен для совершенствования деятельности органов чувств, для накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей мал ...

Причины конфликтов в организациях. Стратегия поведения в конфликте
К настоящему моменту специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в ситуациях конфликта, выбора соответствующих стратегий и средств их разрешения, а также управления ими. Важно рассмотреть, как действия самих участников конфликта, так и действия, роль посредника, которым може ...

Особенности мышления
Толпа мыслит образами, и вызванный в её воображении образ, в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективного от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в её уме и зачастую имеющие лишь очень отдалённую связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только ...