Эмпирическое исследование паттернов материнского поведения. Программа исследования

Психологическая информация » Трансгенерационные паттерны материнского поведения » Эмпирическое исследование паттернов материнского поведения. Программа исследования

Цель исследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнить их с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии.

Задачи исследования:

· выявить установки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся и непередающиеся от поколения к поколению;

· выявить аналогичные установки у девушек, воспитывающихся вне семьи;

· обнаружить взаимосвязи между установками девушек, воспитывающихся в семьях, и установками их матерей и бабушек; выявить существующие модели поведения переходящие из поколения в поколение;

· сравнить установки девушек, передающиеся в поколениях, с аналогичными установками девушек, воспитывающихся в семье и вне семьи.

Объект нашего исследования – особенности материнского поведения. Предмет исследования – паттерны материнских установок у женщин.

В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:

1. Существуют материнские установки на выполнение роли матери в семье, которые передаются из поколения в поколение;

2. Существуют материнские установки, которые от поколения к поколению "нарастают" и материнские установки, которые "изживают себя";

3. Материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов.

База исследования: в качестве испытуемых выступили семьи с одним ребенком – дочерью – проживающие в городе Кострома и костромской области, а также воспитанницы детских домов.

· Группа Бабушек; n=12 человек в возрасте от 57 до 80 лет.

· Группа Матерей; n=12 человек в возрасте от 36 до 55 лет.

· Группа Дочерей; n=12 человек в возрасте от 16 до 22 лет.

· Группа Девочек-сирот; n=10 человек в возрасте от 16 до 18 лет.

Метод исследования: исследование проводилось с помощью методики PARI Е.Шеффер и Р.Белла, адаптированной Т.В.Нещерет, которая предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к детям вообще, а так же к различным сторонам семейной жизни (семейной роли) [Райгородский Д.Я., 2005]. Методика содержит 115 вопросов, распределяющихся по 23 шкалам: вербализация, чрезмерная забота, зависимость от семьи, подавление воли ребенка, ощущение самопожертвования, опасение обидеть ребенка, семейные конфликты, раздражительность, излишняя строгость, исключение внесемейных влияний, сверхавторитет родителей, подавление агрессивности ребенка, неудовлетворенность ролью хозяйки, партнерские отношения с ребенком, развитие активности ребенка, уклонение от конфликта, безучастность мужа, подавление сексуальности ребенка, доминирование матери, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, уравнение отношения (товарищество), стремление ускорить развитие ребенка, несамостоятельность матери.

Шкалы объединяются в группы по отдельным аспектам семейных отношений, а именно: хозяйственно-бытовые, межсупружеские, родительско-детские отношения. Имеются тестовые нормы опросника для матерей (n=169 человек).

Особенности монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР Научные и педагогические исследования выявили трудности детей с общим недоразвитием речи в построении монолога-описания: высказывания набор однословных предложений – прерываются паузами, что говорит о недостаточном умении отобрать необходимые слова, строить предложения. Пр ...

Организация и методика исследований. Интерпретация результатов исследований
Психологические исследования были проведены на базе 6 «Б» класса средней школы №7 города Астаны (классный руководитель – Тихая С.П. – стаж педагогической работы – более 20 лет). В классе 29 учащихся, в исследовании принимало участие – 26 человек, из них 12 мальчиков и 14 девочек. Выявление социального статуса каждого учащегося и уровня ...

Основная часть
Средняя школа № 1 была построена в 1985 году. Проектная наполняемость - 1200 учащихся. Школа располагает двумя спортивными и актовым залами, общее количество кабинетов – 57, школьная столовая рассчитана на 250 посадочных мест, есть медицинский кабинет, медиатека, кабинет психолога, кабинет логопеда, кабинет ИКТ, компьютерный класс, маст ...