Социально-педагогические условия реабилитации подростков. Сущность реабилитации

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов, и технологий работы с дезадаптированными подростками , концентрацию усилий , направленных на реабилитацию подростков , так и , что более необходимо . предупреждение отклонений от социальных норм , т.е. устранение условий прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения профилактическая и реабилитационная. Мы остановимся в своём исследовании на 2-й.

Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность её определений.

Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до интеграции человека в обществе.

Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, её отдельные психические и физические функции.

В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма. реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему.

Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребёнка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Реабилитация включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в развитии ребёнка.

Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности.

Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена прежде всего на самого ребенка.

Восстановление ребёнка в правах предполагает учёт основных положений Конвенции ООН о правах ребёнка: его право на жизнь и выживание и обучение, защиту прав и свобод личности, обеспечение для благоприятного развития, активное участие в жизни общества.

Следует различать различного вида реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую, социально- педагогическую.

Виды реабилитации

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребёнка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчёмности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегчёнными условиями труда и сокращённым рабочим днём.

Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение причитающимися ем\ денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким либо причинам.

Педагогическая реабилитация- это педагогическое воздействие на труднообучаемого и трудновоспитуемого ребёнка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния. интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности. Путём реабилитации, коррекции и компенсации происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов ребёнка.

Социально-педагогическая реабилитация- это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе: на получение необходимого образования.

Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков, находящихся в конфликтных воспитательных ситуациях осуществляется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами, в домах - ребёнка, детских -домах, школах - интернатах, детских приёмниках - распределителях, спецшколах, приютах, хосписах, центрах социальной помощи. Основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении (7).

Особенности общения со взрослыми у детей дошкольного возраста с ЗПР
Развитие общения со взрослыми у дошкольников с ЗПР. Среди детей с интеллектуальной недостаточностью особую группу составляют дети с задержкой психического развития. Важнейшей особенностью этой категории детей является сниженная активность во всех видах деятельности, что, в свою очередь, может оказаться существенной причиной низких комм ...

Свойства и закономерности
Чувствительность и ее измерение Интенсивность ощущений у разных людей разная. Для измерения интенсивности ощущений в науке введены понятия: абсолютная чувствительность, нижний и верхний порог абсолютной чувствительности пороги чувствительности, относительная чувствительность и порог относительной чувствительности. Между абсолютной чувс ...

Мотивация и центрация.
Мотивационно – потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А,Б,Орлову. Центрация понимается в гуманистической психологии как «особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переж ...