Теоретические проблемы исследования пограничных психических расстройств. Методы психологического исследования невротических и личностных расстройств
Страница 5

Психологическая информация » Роль психологических исследований в изучении особенностей и природы пограничных психических расстройств » Теоретические проблемы исследования пограничных психических расстройств. Методы психологического исследования невротических и личностных расстройств

Система оценок позволяет выяснить, к какому типу акцентуации подросток в действительности относится.

Тип акцентуации считается неопределенным, если по оценочным шкалам не достигнут специально разработанный показатель (минимальное диагностическое число – МДЧ) ни по одному из типов. Доминирующий тип акцентуации характера определяется по максимальному числу баллов, набранных испытуемым. Определяют уровень (степень) развитости различных акцентуаций: низкий, средний или высокий.

Валидность ПДО в среднем равна 0,85. Правильность диагностики разных типов психопатий и акцентуаций характера была определена на основании диагностической оценки с помощью ПДО с клинической оценкой типа при стационарном наблюдении подростков с учетом всех имеющихся амнестических данных [6, с. 170-173].

Экспресс – диагностика невроза Хека – Хесса

Опросник Хека – Хесса (К. Нöск, Н. Hess, 1975), или шкала жалоб (BFB). Он стандартизирован для больных в возрасте от 16 до 60 лет. При его создании авторы исходили из того, что жалобы больных носят специфический характер и в них, в отличие от больных с органической соматической патологией, преобладают указания на вегетативные расстройства и жалобы психического характера. Обследуемому дается лист с перечнем телесных и психических жалоб. Методика дает предварительный и обобщенную информацию о наличии у индивида предпосылок к неврозу. Невроз является нарушением нервной деятельности и может иметь в своей основе болезненную реакцию на воздействие стрессора (психической травмы) в процессе обеднения адаптационный резервов организма.

Методика состоит из 40 вопросов – высказываний, на которые надо ответить положительно или отрицательно. Подсчет результатов представляет собой простое суммирование утвердительных ответов. Если получено более 24 баллов, это говорит об очень высокой подверженности личности неврозу [6, с. 183-184].

Диагностика состояния фрустрированности Вассермана-Бойко

Данный опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

Опросник состоит из 20 вопросов, касающихся различных сфер жизнедеятельности. Предлагаются варианты ответов:

- полностью удовлетворен;

- скорее удовлетворен;

- затрудняюсь ответить;

- скорее неудовлетворен;

- полностью неудовлетворен;

Нужно выбрать наиболее подходящий ответ. По каждому пункту определяется показатель фрустрированности. Он может варьировать от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен – 0, скорее удовлетворен – 1, затрудняюсь ответить – 2, скорее неудовлетворен – 3, не удовлетворен полностью – 4.

Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем больше уровень социальной фрустрированности [3, с. 307-308].

Страницы: 1 2 3 4 5 

Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР
Общая характеристика эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с ЗПР. Эмоциональная сфера детей с ЗПР характеризуется незрелостью. Эмоции детей с инфантелизмом соответствуют эмоциям ребёнка более младшего возраста: яркие, непосредственные. Эмоционально-волевая незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичн ...

Приложения
Приложение 1 Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) Вопросы к матери ребенка Параметры Оценка в баллах Какое из перечисленных настроений преобладает? Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное 3 2 1 Как засып ...

Основные направления работы психолога с родителями младших школьников
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как "связь с родителями", "работа с родителями", из ценностно-нейтральной формулировки "семья и школа".Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы, демократичной, от ...