Теоретические проблемы исследования пограничных психических расстройств. Методы психологического исследования невротических и личностных расстройств
Страница 3

Психологическая информация » Роль психологических исследований в изучении особенностей и природы пограничных психических расстройств » Теоретические проблемы исследования пограничных психических расстройств. Методы психологического исследования невротических и личностных расстройств

Термин «алекситимия» был введен в 1972 г. P.E.Sifneos для обозначения определенных личностных особенностей пациентов с психосоматическими расстройствами – трудности нахождения подходящих слов для описания собственных чувств, обеднения фантазии, утилитарном способе мышления, тенденции к использованию действий в конфликтных и стрессовых ситуациях. В дословном переводе термин «алекситимия» обозначает: «нет слов для обозначения чувств». В дальнейшем этот термин занял прочное положение в специальной литературе, а концепция алекситимии получила большое распространение и творческое развитие.

J.Ruesch (1948), P.Marty, и de M.M.Uzan (1963) установили, что пациенты, страдающие классическими психосоматическими заболеваниями, часто проявляют трудности в вербальном и символическом проявлении эмоций. В настоящее время алекситимия определяется следующими когнитивно– аффективными психологическими особенностями:

- трудности в определении и описании собственных переживаний;

- сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

- сниженная способность к символизации – бедность фантазии и воображения;

- фокусированность, в большей мере, на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

У большинства больных психосоматическими нарушениями алекситимические проявления необратимы, несмотря на длительно проводимую и интенсивную психотерапию.

Помимо больных психосоматическими расстройствами, алекситимия может встречаться и у здоровых людей.

Из достаточно многочисленных методик измерения алекситимии на русскоязычном контингенте адаптирована только одна – Торонтская алекситимическая шкала (Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 1994). Она была создана G.Taylor и соавторами в 1985 г. с применением концептуально–ориентированного, факторного подхода. В современном виде шкала состоит из 26 утверждений, с помощью которых испытуемый может характеризовать себя, применяя пять градаций ответов «совершенно не согласен», «скорее не согласен», «ни то ни другое», «скорее согласен», «совершенно согласен».

В ходе исследования испытуемому предлагается выбрать на каждое из утверждений наиболее подходящий для него из предложенных ответ, при этом цифровое обозначение ответа есть количество набранных испытуемым баллов по данному утверждению в случае так называемых положительных пунктов шкалы. Шкала содержит 10 отрицательных пунктов. Для получения итоговой оценки в баллах, по которым следует проставить противоположную оценку по этим пунктам, выдержанном в отрицательном ключе: например, оценка 1 получает 5 баллов, 2 – 4, 3 – 3, 4 – 2, 5 – 1. Подсчитывается общая сумма положительных и отрицательных пунктов.

По данным сотрудников Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева (Д.Б.Ересько, Г.Л.Исурина, Е.В.Кайдановская, Б.Д.Карвасарский и др., 1994), адаптировавших методику на русском языке, здоровые лица имеют показатели по данной методике 59,3±1,3 балла. Больные психосоматическими заболеваниями имели усредненный показатель 72,09±0,82, причем достоверных различий внутри этой группы обнаружено не была. Больные неврозами (неврастения, истерия, обсессивно–фобический невроз) имели показатель по шкале 70,1±1,3, достоверно не отличаясь от группы больных психосоматическими заболеваниями. Таким образом, с помощью Торонтской алекситимической шкалы можно только диагностировать «сборную» группу неврозов и психосоматический заболеваний; ее дифференциация требует проведения дальнейших направленных клинико–психологических исследований.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подростковый возраст
В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие ср ...

Результаты проведенного исследования
В исследовании приняли участие дети общеобразовательной школы № 105 г. Новосибирска. Учащиеся начальной школы десяти и одиннадцати лет (10 человек), а также, их родители (мамы) (10 человек). В качестве методов исследования для младших школьников, использовался опросник для родителей - ОРО (Опросник родительского отношения А.Я. ВАРГА, ...

Роль квазиидеалов в электоральной интеграции
Независимо от вида влияния на поступки и действия, направление активности во многом зависит от предшествующей готовности субъекта совершить поступки и действия именно так, как он это делает. Не обсуждая подробно проблему готовности, отметим, что любая готовность существует до того, как человек начал действовать. Типичной разновидностью ...