Проблема психологического пола личности. Факторы его становления. Психологический пол в общей структуре личности.
Страница 2

Психологическая информация » Психологический пол личности » Проблема психологического пола личности. Факторы его становления. Психологический пол в общей структуре личности.

К. У ест и Д.Зиммерман, в частности, рассматривают пол скорее как социальную, чем как биологическую категорию: "Пол - это определенность, основанная на использовании социально принятых биологических критериев для классификации индивидов как женщин или мужчин" [108, с.96]. И они же отмечают, что тендер не является ни совокупностью личностных психологических черт, ни ролью, а есть продукт особого рода социального создания и конструируется через взаимодействие: " . тендер является деятельностью по организации ситуативного поведения в свете нормативных представлений об аттитюдах и действиях, соответствующих категории принадлежности по полу" [там же]. Создание тендера, утверждают они, осуществляется через создание различий между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, различий, "которые не являются естественными, сущностными или биологическими" [там же, с. 108].

Здесь, на наш взгляд, проявляется идеалистическая позиция, критикуя которую, Э.В.Ильенков говорил: "Реальная картина человеческой жизнедеятельности получает здесь перевернутое, с ног на голову поставленное изображение . Реальная человеческая жизнедеятельность такова потому, что человек мыслит в согласии с определенной схемой" [49, с. 153]. В действительности же, отмечает Э.В.Ильенков, человек мыслит потому, что такова его реальная жизнедеятельность. Более того, в отличие от животного человек не тождественен со своей жизнедеятельностью, он делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Жизнедеятельность человека — сознательная, а не такая определенность, с которой он сливается воедино [там же].

В социологии и социальной психологии понятие тендера приобрело статус категории и стало активно разрабатываться западными и отечественными исследователями, обрастая многими смежными понятиями (гендерная картина мира, тендерная личность, тендерная культура, тендерная доминанта сознания, гендерная социализация и т.п.), подчеркивая тем самым полоролевую сторону психологических и социальных феноменов [81, 92, 108].

В трактовке Д.Скотт тендер составляют четыре неразрывно взаимосвязанных и принципиально несводимых друг к другу компонента: "Это, во-первых, комплекс культурных символов (связанных с половым диморфизмом — О.Л.), которые вызывают в членах сообщества, принадлежащих к определенной культурной традиции, множественные и зачастую противоречивые образы. Вторая составляющая — это те нормативные утверждения, которые определяют спектр возможных интерпретаций смысловых значений имеющихся символов и находят свое выражение в религиозных, педагогических, научных, правовых и политических доктринах. В-третьих, это социальные институты и организации, в которые входят не только системы родства, семья и домохозяйство, но и такие сексуально-дифференцированные институты, как рынок рабочей силы, система образования и государственное устройство. И, наконец, четвертый конституирующий элемент — самоидентификация личности" (цит. по Л.П.Репиной [92, с.45]).

Таким образом, понятие "психологический пол", как его представляют отечественные исследователи, является не аналогом, а скорее одним из компонентов более широкого понятия "гендер".

В современной отечественной литературе терминология, связанная с определением понятия психологического пола личности, также не устоялась, но имеется тенденция рассматривать психологический пол в свете системного подхода. Пол человека разделяют на комплекс компонентов,

детерминированных иерархической системой механизмов: от генетических влияний до психологического выбора сексуального партнера [88]. В результате пол развивающейся личности представляет собой сложную многоуровневую структуру, включающую генетический пол, гонадный пол, гормональный пол, морфологический (соматический) пол, гражданский пол, пол воспитания и психологический пол [16, 51, 57]. Пол психологический при этом представляется как характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности-фемининности — совокупности признаков, отличающих мужчин и женщин, филогенетически заданных свойств психики, формирующихся под влиянием социальных факторов [88].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Исследование проблемы психологической готовности к отцовству
Данное исследование проводилось на базе женской консультации ЦГБ города Качканар в период с июня по сентябрь 2008 года. Объектом исследования были 36 мужчин, готовящихся стать отцом. Для исследования были использованы следующие методики: · Анкета для супружеских пар, готовящихся к осознанному родительству. · Пятифакторный тест-опрос ...

Основная часть
Средняя школа № 1 была построена в 1985 году. Проектная наполняемость - 1200 учащихся. Школа располагает двумя спортивными и актовым залами, общее количество кабинетов – 57, школьная столовая рассчитана на 250 посадочных мест, есть медицинский кабинет, медиатека, кабинет психолога, кабинет логопеда, кабинет ИКТ, компьютерный класс, маст ...

Особенности развития памяти. Феномен памяти
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в ...