Введение
Страница 1

Актуальность проблемы.

Пребывание в профессии составляет одну из самых продолжительных и главных дистанций в жизни человека. Среди всех сфер жизнедеятельности, профессиональная оказывает самое сильное и далеко не всегда благоприятное влияние на состояние физического и психического здоровья субъекта профессиональной деятельности. Из-за болезней ежедневно не выходят на работу 3 млн. человек; 20-25 млн. человек находятся на рабочих местах в предболезненном или постболезненном состоянии. Ухудшение показателей здоровья с возрастом также говорит о растрачивании потенциала здоровья за время активной трудовой жизни. Например, к 55 годам, то есть к окончанию трудового стажа, более 10% людей становятся инвалидами и приблизительно 45% страдают хроническими заболеваниями. К 60-летнему возрасту 15% признаются инвалидами и 58% страдают хроническими заболеваниями. Соответственно, к 75 годам около половины лиц считаются инвалидами и более 75% страдают хроническими болезнями. Это свидетельствуют о том, что любая профессиональная деятельность сопровождается эмоциональным выгоранием, истощением функциональных резервов организма, обеднением эмоциональной сферы, смещением мотивационных и морально-нравственных ценностей и т.д.

Что касается профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, то она характеризуется повышенной экстремальностью, связанной с задержанием преступников, освобождением заложников, применением оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

В последние годы сотрудники правоохранительных органов постоянно привлекаются к выполнению сложных оперативно-служебных задач антитеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, обеспечивая поддержание конституционного порядка, пресечение преступных действий бандформирований и организованной преступности. Выполнение данных задач в условиях, сопряженных с постоянным риском для жизни и здоровья, у значительного числа сотрудников вызывает развитие состояний психической дезадаптации, приводит к социально-психологическим нарушениям жизнедеятельности, неблагоприятным изменениям личности, которые в дальнейшем отрицательно сказываются на состоянии здоровья личного состава, служебных и семейных взаимоотношениях, увеличивают вероятность самоубийств.

Цель исследования

- выявить специфику профессионального здоровья сотрудников ОВД в зависимости от опыта участия в ситуациях экстремального характера.

Объект исследования –

профессиональное здоровье сотрудников ОВД.

Предмет исследования

– когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие профессионального здоровья сотрудников ОВД в зависимости от опыта участия в ситуациях экстремального характера.

Задачи исследования:

1. Проанализировать сложившиеся в юридико-психологической литературе подходы к пониманию профессионального здоровья личности, рассмотреть особенности деятельности сотрудников ОВД как источник профессионального опыта.

2. Изучить особенности когнитивной, эмоциональной, поведенческой составляющих профессионального здоровья у сотрудников ОВД, имеющих различный опыт участия в экстремальных ситуациях.

3. Выявить различия в особенностях профессионального здоровья сотрудников ОВД, имеющих различный опыт участия в экстремальных ситуациях.

4. Представить рекомендации по психологической работе с сотрудниками ОВД, направленные на сохранение их профессионального здоровья.

Основной гипотезой

в исследовании явилось предположение о том, что профессиональное здоровье сотрудников ОВД с различным опытом участия в экстремальных ситуациях будет различаться по когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющим.

В соответствии с поставленной целью и задачами выбраны следующие методики исследования:

§ Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева;

§ Методика Цукермана. Склонность к поиску ощущений;

§ Опросник SACS – «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл);

§ Методика «ПРОГНОЗ».

Методологической и теоретической основой

данного исследования послужили: теоретические положения об экстремальной ситуации (Абдурахманов Р.А., Захаров Б.В., Кучер А.А., Котенев И.О., Пономаренко В.А.), достижения отечественных авторов в области изучения здоровья (Братусь Б.С., Брехман И.И., Апостолов Е., Марков В.В., Кураев Г.А. и др.), профессионального здоровья (Никифоров Г.С., Пономаренко В.А, Маклаков А.Г., Веселова Е.К. и др.), теоретические положения о стрессе, психологическом стрессе, посттравматическом стрессе и причинах его возникновения (Абдурахманов Р.А., Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. и др.).

Страницы: 1 2

Методика изучения уровня самосознания
Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с детьми: 1) о желаниях и предпочтениях; 2) о прошлых и будущих действиях. Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы. Вариант I 1. Ч ...

Технология профилактики и коррекции детских страхов.
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы: 1. игра со страхом; 2. рисование страха; 3. вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории). На основе этих данных можно составить комплекс коррекционных мето ...

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста
Для повышения эффективности развития речи детей раннего возраста, опираясь на исследования Б.С. Волкова, Н.В. Волковой [9], В.В. Гербовой [16], А.А. Запорожца [20], М.И. Лисиной [30] и др., нами были разработаны рекомендации для воспитателей детского сада. Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется о ...