Введение.
Считаем проблему изучения доверия актуальной как для научных знаний, так и для оказания помощи на практике.
Жизнь в современном обществе характеризуется рядом социальных, экономических, политических потрясений, что создает атмосферу пессимизма и нестабильности. В частности, наиболее чувствительным к неблагоприятным тенденциям является подростковый возраст, где явно проявляется поведение не соответствующее нормам общества. Поэтому есть необходимость выявления психологических механизмов и условий гармонизации отношений человека с миром и самим собой. Одним из таких механизмов является доверие, как основное условие субъектного переживания психологического комфорта человека в социуме. Следовательно, существует проблема поиска возрастных и индивидуальных особенностей воспитания, направленная на формирование доверительного взаимодействия человека с миром.
Что касается психологической науки, то на современном этапе ее развития происходит переход жестких «закованных» в рамки естественнонаучной методологии исследований в сторону выявления и изучения различных феноменологических характеристик психического. Современная психологическая наука при всем разнообразии имеющихся походов и школ еще долго не будет в состоянии полноценно решать экзистенциональные проблемы личности, если будет продолжать отказываться от исследования феномена моральных переживаний, веры, доверия, ведь совершая свой выбор каждая личность исходит из оснований собственной веры и доверия.
Цель: показать, что доверие к себе и к миру является феноменом, позволяющим гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой.
Задачи:
1. Проанализировать феномен доверия к себе и к миру.
2. Косвенно изучить доверие к себе на основе измерения самоотношения.
3. Исследовать доверие к миру на основе качественного анализа взаимоотношений подростков со значимыми людьми.
Гипотеза:
1) оптимальная мера доверия к себе и к миру у подростков способствует созданию гармоничных отношений с собой и с миром.
2) уровень доверия к себе и к миру у подростков имеет индивидуальные различия, так как формируется на основе доверия к подростку значимых людей.
Объект исследования: личность старшего подростка.
Предмет исследования: доверие к себе и к миру у старших подростков.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы:
· Анализ психологической литературы по данной теме.
· Тестирование (методика исследования самоотношения (МИС) Р.С.Пантелеева; методика «незаконченные предложения» Сакса и Леви; методика внешнегрупповая референтометрия)
Исходя из того, что доверие к себе и миру является феноменом психического, которое осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему (то есть позволяет человеку «вынести» часть себя в мир без опасения не соответствовать самому себе) предполагаем, что доверие выступает как одно из условий социализации личности. Оптимальный уровень доверия выступает средством гармонизации отношений человека с миром и с самим собой.
Эксперимент в специальной психологии. Общая
характеристика метода эксперимента и его виды
В работе с детьми, имеющими нарушения развития эксперимент часто является одним из самых надежных способов получения информации, особенно в тех случаях, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными.
Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ...
Антиобщественное поведение малолетних
Антиобщественное поведение характерно как относительно распространенное явление для малолетних. Основой проведенных исследований этого поведения являлись различные периоды возрастного развития, как бы вобравшие в себя наиболее психологически выверенные представления о специфике каждого возрастного этапа. В рамках данной концептуальной с ...
Методы обработки полученных данных .
Теоретический анализ
– осмысление результатов исследования на основе теоретических правил и моделей, разработанных педагогической наукой.
Математические и статистические методы
– методы математической и статистической обработки результатов педагогических исследований (контент – анализ, факторный анализ, ). ...