Доверие к себе как субъектное образование личности.
Страница 1

Психологическая информация » Доверие к себе и к миру » Доверие к себе как субъектное образование личности.

Следует отметить, что на сегодняшний день не существует единого определения феномена доверия к себе, поэтому на основании различных теоретических наработок охарактеризуем данное явление, приблизимся к нему.

Скрипкина Т.П. предполагает, что доверие к себе есть экзистенциональный феномен субъектности,который реально существует в субъективном мире человеческой личности. Оно относится к числу тех явлений, которые организуют ядро активности человека как личности, ибо являются ее условием. Если вера – это то, что невозможно доказать абсолютно логическим путем, то человек в своей жизни принимает на веру адекватность собственного отношения к себе, правильность своих многочисленных поступков, сделанных выборов, а также вероятность исходов своей предполагаемой деятельности.

А.В. Петровский говорил о переживании « Я могу», « Я не могу», то есть каждый раз делая выбор, человек разрешает его себе, веря в его правильность,отсекая другие альтернативы , в том числе и по той причине , что «он этого не может или не сможет». Один человек доверяет себе в большей степени, а другой в меньшей, и это оказывает влияние на жизненные достижения каждого из них. Согласно данной точке зрения оптимальный уровень доверия к себе служит одним из показателей психологического здоровья личности и ее зрелости.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев предлагают изучать внутренний мир человека в качестве основного предмета антропологической психологии. Субъективная реальность – исходная категория психологии человека, которая выражает сущность его внутреннего мира. Личность не есть «корзина», набор ценностей, способностей, характера, а она есть субъект в той мере, в какой использует свои способности, интеллект, подчиняет низшие потребности высшим. Именно в субъектности содержится источник активности человека (доверие к себе).

В.Е.Клочко предполагает, что человек всегда стремится устранять возникающее между ним и миром несоответствие, то есть стремится соответствовать, с одной стороны миру, а с другой – самому себе. При этом он может либо увеличить уровень доверия к себе, либо к миру.

В отечественной психологии единственным конструктом, имеющим отношение к внутреннему миру человека явилось изучение самосознания личности ( В.В.Столин,В.С. Мухина).Выделенный феномен доверия к себе имеет отношение к самосознанию личности, но не сводим к нему. Есть и другие родственные понятия: например «образ Я», которое определяют как относительно устойчивое, более или менее осознанное представление о себе, сопряженное с оценкой. Данный конструкт включает три составляющие:

· Когнитивная (самопознание)

· Эмоционально-оценочная (эмоционально-ценностное отношение к себе)

· Поведенческая (действенно-волевая, регулятивная)

В зарубежной психологической науке используют термин «Я-концепция» (Р.Бернс), который несколько шире и определяет не просто то, что человек о себе думает, но и то, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем. Убеждения личности относительно себя являются «фильтрами», то есть преградами, которые ограничивают свободу человека, его представления о своих возможностях и, в конечном счете, именно от них зависит мера доверия человека к себе. На основе самоатрибуций человек приписывает себе определенный набор возможностей, реальность которых он принимает на веру.

Онтологически доверие к себе выступает, как осознание человеком своих возможностей в данной конкретной ситуации и того, что их ограничивает.

Доверие базируется на обобщенном внутреннем опыте, который представлен внутриличностными ценностно-смысловыми образованиями, которые являются барьерами, ограничивающими свободу, а значит доверие человека к себе. Но с другой стороны, именно ценностно-смысловое пространство личности направляет личностный рост, то есть созидательный потенциал личности.

Страницы: 1 2 3

Стимулирование в развитии личностных качеств социального работника
Процесс самовоспитания и самообразования специалиста по социальной работе будет достаточно эффективным только в том случае, если сам работник будет стремиться к своему дальнейшему развитию. Становление профессионально значимых качеств может опираться только на желание самого работника, его желание быть профессионалом в своей работе. Дан ...

Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии
Е. Казакова: «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора…». Е. Шилова: «Сопровождение – это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов (психологов, социальных педагогов, пед ...

Роль квазиидеалов в электоральной интеграции
Независимо от вида влияния на поступки и действия, направление активности во многом зависит от предшествующей готовности субъекта совершить поступки и действия именно так, как он это делает. Не обсуждая подробно проблему готовности, отметим, что любая готовность существует до того, как человек начал действовать. Типичной разновидностью ...