Доверие к себе как субъектное образование личности.
Страница 2

Психологическая информация » Доверие к себе и к миру » Доверие к себе как субъектное образование личности.

Параметры доверия к себе[3]:

· Осознание человеком своих потребностей, желаний, интересов;

· Осознание собственных возможностей;

· Соотнесение потребностей с возможностями с содержанием собственных ценностно-смысловых образований.

Следовательно, самоорганизация личности на субъективном уровне связана с умением человека доверять себе, то есть полноценно овладеть собой, своей сущностью,способность действовать самостоятельно, сохраняя адекватную критическую позицию по отношению к самому себе.

Представители бихевиоризма (А.Эллис, Р.Райдер) пришли к выводу о существовании веры в самоэффективность, то есть явления, связанного с уверенностью и социальной компетентностью.

Доверие к себе, как одна из наиболее важных координат личности выделена представителями гуманистического направления (А.Маслоу, К.Роджерс). В рамках этого направления доверие наиболее полно изучалось в связи с процессом самораскрытия. Основной вывод заключается в том, что психически здоровая личность обладает способностью самораскрытия, умением доверять хотя бы одному близкому человеку.

В теории личности, разработанной К.Роджерсом, под доверием к себе понимают доверие к своему жизненному опыту, или «целостное организмическое чувствование ситуации». Феномен доверия личности к себе базируется на чувстве аутентичности, связан с расширением возможностей личности, повышением ее творческой активности, и направлен на более успешное саморазвитие.

Теория развития личности Эрика Эриксона.

В данной работе ключевой является теория Э. Эриксона (мы постарались охватить наиболее доступные концепции выше). В данной теории большое значение уделено феномену доверия к себе и к миру как базовой установке личности. Кроме того, логика нашего исследования требует изучения картины внутреннего мира подростка (понять, что же происходит с феноменом доверия в подростковый период развития личности), а идеи Э.Эриксона о становлении идентичности могут послужить нам теоретическим подспорьем (возможно, относительным).

Центральным для данной теории является положение о том, что личность на жизненном пути проходит несколько универсальных кризисов: «…чтобы сохраниться психологически,человек вновь и вновь решает конфликты подобно тому, как его тело борется с пагубными физическими воздействиями »[8].

Считаем, не целесообразным останавливаться на анализе его целостной концепции.

Э. Эриксон выдвинул в качестве психического здоровья личности твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности с окружающим миром и соответствующими формами поведения. Такой образ он назвал «идентичностью», становление которой приходится на подростковый возраст.

Э.Эриксон называет базисное доверие краеугольным камнем витальной личности.

Первичное доверие, по Э.Эриксону, формируется из органической связи ребенка с матерью, а первый индикатор возникновения личностного качества доверия – готовность ребенка без особой тревоги переносить исчезновение матери из поля зрения: «…количество доверия, проистекающего из раннего детского опыта, по-видимому, не зависит от количества пищи или демонстрации любви, но, скорее от качества материальной связи с матерью…»[8].Младенец приобретает свойство не только надеяться на тех, кто обеспечивает его жизнь (доверие к миру), но и доверять самому себе (чувство автономности ребенка, когда мать уходит).

Итак, первое чувство идентичности рождается встречей матери с ребенком, а позже оно послужит основанием для прочного «образа Я», чувства, что «все в порядке», что человек становится собой, чувства, что он оправдывает ожидания значимых людей.

В подростковый период человек сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Ему необходимо интегрировать данные многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое из него вытекает. Э.Эриксон говорит о том, что эго подростка переживает внутренний конфликт и чрезвычайно чувствительно к влиянию общества: «…. если ранняя стадия завещала «кризису идентичности» потребность в доверии к себе и другим,то подросток особенно страстно ищет тех людей и идеи, которым он мог бы верить. Эти люди и идеи должны доказать, что они заслуживают доверия, ибо подросток боится быть обманутым…»[8]. Подросток, таким образом, надеется на помощь значимых людей: молодые люди должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе», но значимые другие должны эту «тождественность» видеть (в данном исследовании доверять подростку). Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими внутренняя целостность будет принята значимыми для них людьми. По мере возрастания уверенности и осознанности Я-концепции ее внешние и внутренние планы начинают согласовываться между собой (человек и мир связываются в единую систему). Восприятие себя подростками должно подтверждаться опытом межличностного общения.

Страницы: 1 2 3

Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством и зрелостью. Границы подросткового возраста в современной отечественной медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному. В юриспруденции несовершеннолетними считаются лица 14-17 лет. В психиатрической литерату ...

Определение
Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальные терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Они работают в психиатрических бо ...

Рефлексия
Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, коррекции их понимания особенностей ...