Приложения
Страница 1

Приложение А

Программа исследования

Для исследования была выбрана парадигма выявления ведущих базовых потребностей потому, что другие компоненты мотивационной сферы (мотивы, ценностные ориентации, интересы, идеалы) во многом зависят от особенностей и успешности процесса социализации, больше подвластны волевому контролю со стороны личности и внешнему контролю со стороны общества. Базовые потребности, лежат на границе осознаваемого и неосознаваемого и наличествуют у каждого индивида в независимости от факторов среды.

Диагностическая методика выявления иерархии потребностей была разработанная на основе перечня базовых потребностей Г. Мюррея и в соответствии с методическими принципами, изложенными К.В. Вербовой, Г.В. Парамей при разработке диагностической методики выявления мотивов педагогической деятельности (1989).

Для разработки методики выявления иерархии потребностей был взят сокращенный перечень потребностей Г. Мюррея, состоящий из 14 пунктов.

1. Потребность в отвержении. Отталкивание неприятного и нежелательного, стремление уйти от негативных сторон действительности и не воспринимать их.

2. Потребность в избегании. Желание избежать вреда, физического ущерба.

3. Потребность играть. Стремление к игре, бесцельному поведению в целях расслабления и получения приятных ощущений.

4. Потребность чувствовать. Желание испытывать новые ощущения, стремление к разнообразию впечатлений.

5. Потребность в независимости. Стремление к автономии, преобладание бегства от всякого ограничения, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации.

6. Потребность в помощи. Желание получать непосредственную помощь от других в различных делах.

7. Потребность в демонстрации. Стремление проявляться, показывать себя, привлекать к себе внимание.

8. Потребность в агрессии. Стремление отыгрывать неприятные переживания с помощью физической силы.

9. Потребность в аффилиациях. Стремление к общению, к теплым и открытым взаимоотношениям с людьми, желание дружбы, любви.

10. Потребность доминировать. Стремление контролировать, оказывать влияние, направлять поведение, убеждать, лидировать, препятствовать.

11. Потребность в достижении. Стремление к успеху, желание сделать что-то быстро и хорошо, достичь высшего уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным.

12. Потребность заботиться. Стремление помогать, заботиться об окружающих.

13. Потребность в противодействии. Стремление к преодолению препятствий, к достижению особо сложных целей.

14. Потребность в уважении. Желание признавать превосходство, авторитет, восхищаться, иметь идеал.

В соответствии с психологическим содержанием базовых потребностей каждая потребность была преобразована в мотивировку-фразу, аналогично мотивировкам, разработанным К.В. Вербовой, Г.В. Парамей (1989), которые, в свою очередь, взяли за основу метод, предложенный В. Хеннигом при разработке теста мотивов учебы у школьников (1977).

Мотивировки предлагается выбирать по принципу их максимальной важности и значимости в повседневной жизни испытуемого.

В разработке методики «межличностного семейных отношений» (МСО) мы исходили из того, что супружеская пара объединяется в браке для совместного удовлетворения ряда потребностей. Эти потребности не идентичны у супругов, а во многом и противоречивы. Противоречия в потребностной сфере приводят к нарушению взаимоотношений между супругами, к возникновению конфликтов. Рассматривая взаимодействия внутри супружеской пары, можно выделить объект и условия взаимодействия. Под объектом мы понимали совместное удовлетворение супругами таких потребностей, как потребность в исполнении определенных семейных ролей (мать — отец, хозяин — хозяйка, женщина — мужчина, глава семьи), потребность в общении друг с другом и с друзьями, потребность в духовном росте и самоусовершенствовании, материальные потребности, потребность в защите «Я-концепции».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Психологические особенности проявления агрессивного поведения людей. Понятие агрессии. Основные теории агрессии
В основе всякой агрессивности лежит тот или иной конфликт – осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной. По сути своей, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного, деятельностного недовольства человека условиями окружающей жизни, ближними или самим собой. Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо ...

Долговременные программы формирования жизненного пути. Долговременные программы и жизненный путь личности
Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Еще в детстве, каждый человек, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивая в голове жизненные сценарии. Повседнев ...

Измерение эмоций. Геометрическая модель базисных эмоций
Первое пространственное представление эмоций с учетом их феноменологии предложил В. Вундт (1896), основываясь на идее Г. Спенсера (1890) об эмоциональных измерениях сознания, Вундт определил три эмоциональных измерения по следующим оппонентным характеристикам эмоций — «удовольствие - неудовольствие», «расслабление - напряжение» и «споко ...