Психологическая готовность ребенка к школе. Образ «Я» ребенка-дошкольника
Страница 2

Психологическая информация » Социальная адаптация детей дошкольного возраста к школе » Психологическая готовность ребенка к школе. Образ «Я» ребенка-дошкольника

3. Обобщение переживаний

.

Впервые появляется феномен обобщения переживаний, который становится основой логики чувств. Пример: умственно отсталые дети, каждый раз проигрывая, оказываясь в неудаче, тем не менее не испытывают чувства собственной малоценности. Тысяча отдельных неудач, а общего чувства малоценности нет! У нормального же ребенка младшего школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е. если с ним много раз случалась какая-то ситуация, то у него возникает аффективная реакция, связанная с переживанием неудачи.

4. Перестройка потребностей, возбуждений, переоценка ценностей.

5. Новое отношение ребенка к среде.

Для ребенка изменение отношений к среде означает, что и сама среда изменилась. А значит, изменился и весь ход развития ребенка. Наступила новая эпоха в развитии, изменяются интересы и цели деятельности.

6.Обобщенное отношение к самому себе

.

Появляется понимание своей человеческой ценности и уважение к себе. Возрастает уровень требований к самому себе, к собственному успеху, положению. Происходит активное формирование самоценности.

7. Обобщенное отношение к окружающим

.

Перестраивается социальная позиция по отношению к окружающим людям, авторитету матери, отца.

Вся совокупность изменений приводит к явлению, называемому кризисом

личности, когда ребенок совершает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением его личности, а не с мгновенным желанием, т.е. мотив дифференцирован от ситуации.

Особое звучание данная проблема приобретает сегодня, в условиях реструктуризации системы российского образования. Поэтому идет активный поиск эффективных путей подготовки детей к обучению в школе.

Многие исследования свидетельствуют о том, что трудности в обучении испытывают те дети, которые не готовы к новой социальной роли ученика.

Изменение статуса вчерашнего дошкольника на сегодняшнего первоклассника по-особому переживается и самим ребенком. Поэтому по оценкам специалистов является актуальным формирование у дошкольника образа будущего школьника, который поможет ему адаптироваться к социально значимой позиции ученика в системе общественных и межличностных отношений, научит оценивать свою социальную сущность.

Исследования И.С. Кона, В.В. Столина [7] позволяют отметить, что образ «»Я» мотивирует деятельность личности, участвует в целеобразовании, детерминирует отношения с окружающими, может влиять на развитие тех или иных черт и на развитие личности в целом.

Следовательно, образ будущего школьника является социальным образованием и включает в себя следующие компоненты:

1.) когнитивный

(отражает насыщенность и сложность образа, который характеризуется наличием и разнонаправленностью знаний о себе);

2.) мотивационный

(характеризуется представлениями о способах поведения и общения, а также доминирующими мотивами, включает основы школьной мотивации);

3.) эмоционально-оценочный

(отражает особое отношение к себе и к окружающим, характеризуемого саморуководством, ожидаемым отношением других, чувством самоценности, самопринятием).

Вопрос возможности целенаправленного педагогического воздействия на процесс формирования образа будущего школьника рационально решать путем создания психолого-педагогических условий для развертывания процесса актуализации в сознании детей противоречивого единства образа «Я - реальное» и образа « Я- идеальное»- личности будущего школьника.

Успешность вхождения в школьную жизнь зависит во многом от степени позитивности и адекватности образа «Я - будущий школьник».

Важным условием является организационный процесс самопознания, направленный на выявление и осознание детьми сторон своей личности, на углубление и уточнение образа идеального школьника.

Страницы: 1 2 3

Характеристика выборки
Для исследования представлений, связанных со счастьем, я провела анкетирование и интервью в двух различных выборках. Первая выборка состояла из учеников 11 класса. Испытуемые данной выборки попали в период юности (всем ребятам около 16-17 лет). В анкетировании приняло участие 24 человека, 7 из которых - мальчики, и 17 - девочки. Во вт ...

Власть «пришельца»
В истории достаточно примеров, когда посторонние люди получали власть не вследствие захвата, а путем прямого приглашения. Классический пример в отечественной истории - Рюрик. В годы культа личности практиковалась ротация кадров – первые лица региональной власти менялись местами: уезжал один первый секретарь обкома, на его место «перевод ...

Избирательные технологии - средство электоральной интеграции
Регулярное проведение свободных выборных кампаний - один из характерных признаков гражданского общества. Результаты выборов при этом являются более или менее точным отражением степени интеграции социума на основе какой-либо политической идеи или же отсутствия таковой, то есть социальной дезинтеграции. Нужно отметить, что формирование пр ...