Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
Страница 1

Психологическая информация » Методы исследования педагогической психологии » Предмет, задачи, структура педагогической психологии.

Объект науки

- это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, тела процессы; живые, биологические и абстрактные системы. В качестве объекта научного теоретического исследования выступают растительный и животный мир, человек, общество, цивилизация, космос. Каждый объект и человек может изучаться множеством наук. Человек изучается антропологией, физиологией, психологией, физиологией, психологией, социологией, педагогикой медициной и т.д. Короче, каждая наука имеет свой предмет. Возрастная и педагогическая психология, имеют общий объект изучения – человека, но предметы этих наук разные. Для возрастной психологии это закономерности и механизмы психического развития человека и личностного формирования от рождения до старости, для педагогической – механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе. Общность объекта изучения обуславливает тесную связь педагогики и психологии, возрастной и педагогической. Образовательный, педагогический процесс, являющийся объектом изучения многих наук, представляет собой сложное многофункциональное явление. Сложность процесса обучения были ещё отмечены ещё великими дидактами, - Я.А. Коменским, И. Песталоции, А.Дистервегом. Так, А. Дистверг подчёркивал необходимость «…принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие преподавательскую деятельность. А именно: 1) человека подлежащего обучению, ученика – субъекта; 2) предмет учения и обучения – учебный предмет – объект; 3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т.д.; 4) обучающего учителя».

Предметом педагогической

психологии являются факты, механизмы закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека, как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Педагогическая психология изучает закономерности овладевания знаниями, умениями и навыками, исследует различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания. На современном этапе развития педагогическая психология становится ещё более объёмной. Отечественная педагогическая психология изучает психологические механизмы управления обучением и образовательным процессом в целом.

Задачи педагогической психологии.

Педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно –воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии являются:

1) раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.

2) Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях.

Страницы: 1 2

Методы исследования.
В ходе психологического исследования нами были использованы следующие методики. 1. Модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла (Э.М. Александровская, И.Н.Гильяшева). 2. Методика «Нерешаемая задача» (Н.И. Александрова, Т.И. Шульга, 3). 3. «Методика поправок» (Л.К. Маркова, Т.А. Матис, 27). 4. Методика «Игрушеч ...

Счастье и потребности
Да, именно удовлетворения потребностей является основным способом достижения счастья. Хотя взаимосвязь счастья и потребностей может рассматриваться с двух сторон, так как сама потребность может означать для человека одновременно зависимость от чего-либо и стремление к нему. С одной стороны, удовлетворение элементарной потребности может ...

Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных
В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. В основном это несовершеннолетние правонарушители юношеского и подросткового возраста (16-17 лет) и 14-15-летние подростки, осужденные за тяжкие прест ...