Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных
Страница 1

Психологическая информация » Тревожность осужденных подросткового возраста » Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. В основном это несовершеннолетние правонарушители юношеского и подросткового возраста (16-17 лет) и 14-15-летние подростки, осужденные за тяжкие преступления. К последним ранее уже применялись различные меры административного воздействия, но они не дали положительных результатов” [9].

В подростковом возрасте формируются моральные основы, социальные установки, вырабатывается отношение к различным моральным и правовым запретам, ведется поиск пределов допустимого в поведении (Л.Б.Филонов). В то же время он характеризуется дисгармонией социально-нравственного и физического созревания, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, преобладанием возбуждения над торможением. Указанные особенности типа нервной системы могут обусловливать нарушения дисциплины, общественного порядка, норм уголовного закона.

Нервная система подростка, находящегося в ВК, отличается повышенной чувствительностью патогенного характера, которая при сильном переутомлении может привести к различным функциональным расстройствам, повышенной тревожности. В связи с диспропорцией между половым созреванием и социальной зрелостью им трудно контролировать возникшие половые инстинкты [47].

Информация, получаемая подростками-правонарушителями из сомнительных источников, способствует ущербному развитию личности: появляется интерес к порнографии, половым извращениям, гиперсексуальности, ранним половым связям.

У многих подростков отмечается моральное иждивенчество, отставание формирования чувства долга и гражданской зрелости, инфантилизм, несоответствие внешних форм поведения и внутренних глубинных процессов.

Самовоспитание у подростков-делинквентов имеет отрицательную направленность, а в основе общения лежат круговая порука и ложный героизм. То есть, подростки воспитываются на отрицательных примерах из окружающей жизни. Познавательные интересы у подростков-правонарушителей либо не развиты, либо утрачены, либо приобрели криминальную направленность.

Общение в преступной среде порождает противоречивость взглядов, суждений, оценок, неверное толкование нравственных понятий.

Категории “честность”, “принципиальность”, “честь”, “гордость”, “товарищество” имеют для воспитанников узкогрупповое значение. У них часто выражен скептицизм, цинизм, нигилизм, неуважение к людям труда и самому труду [14].

Многим воспитанникам свойственна неадекватная самооценка которая часто становится причиной повышенной тревожности. Они нередко стремятся любыми средствами обратить на себя внимание, демонстрируют свое превосходство над другими. Неспособность критически оценивать себя приводит к тому, что они не видят необходимости преодолевать отрицательные качества и привычки, бравируют преступлением, перекладывают вину на других.

Несоответствие уровня притязания избранному пути рождает так называемых неудачников, лиц, стремящихся к поведенческой автономии (способствует возникновению “двойной жизни”). В связи с ограничением родственных и дружеских связей происходят существенные сдвиги в эмоциональной сфере.

Среди осужденных подросткового возраста выделяются инфантильные воспитанники (В. Ф.Пирожков, 1989). Они беспечны, беззаботно относятся к режиму, учебе и своему будущему, для них характерны поверхностность суждений, нарушение сдерживающих механизмов при исполнении личных желаний, недоразвитость чувства ответственности. Они подвижны, непоседливы, не доводят начатое дело до конца, их интересы и внимание неустойчивы, а поступки часто не соответствуют возрасту. У них налицо нравственный и правовой инфантилизм: безразличное отношение к нормам морали и права, нетребовательность к себе и другим, активное безнравственное и противоправное поведение. Эти лица не раскаиваются в совершенном преступлении и не испытывают чувства вины, считают наказание несправедливым. Некоторые воспитанники подросткового и юношеского возраста страдают психическими болезнями, склонны к аутоагрессии, побегам, симуляции и аггравации, употреблению алкоголя и наркотиков [44].

Коррекция самооценки осужденных широко применяется в некарательных мерах воздействия: гештальттерапии, модификации поведения, клиническом подходе.

Страницы: 1 2 3 4

Исследования межличностных отношений в работах психологов
Тема межличностных отношений рассматривается в работах Абрамовой Г.С., Амрекулова Н.А., Бодалева А.А., Коломинского, Столяренко Л.Д., Рогова Е.И., Дж. Морено и др. В подавляющем числе случаев межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнен ...

Классификация видов невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация, более известна как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Совокупность средств невербального общения призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу. ...

Методы и характеристики изучения толпы. Внешние особенности и поведение толпы. Факторы влияющие на толпу
«Массе свойственны глупость и легкомыслие, из за которых она позволяет вести себя куда угодно, завороженная сладостными звуками красивых слов и не способная проверить разумом и познать подлинную суть вещей» М.Монтень ...