Особенности проявления тревожности у
несовершеннолетних осужденныхСтраница 3
Воспитанников характеризуют личностная тревожность, невротизм, депрессия. У них проявляются акцентуации характера: истероидная, эпилептоидная, сензитивная, циклоидная и эмоционально-лабильная.
У лиц с большими сроками наказания состояние фрустрации сопровождается аффективными вспышками, которые при слабости волевого самоконтроля часто приводят к конфликтам [6].
Осужденные остро воспринимают сам факт изоляции от общества. Часто, у них происходят нервно-психические срывы, возникают стрессовые состояния (фрустрации, депрессии, тоски, обреченности). У большинства осужденных отмечается высокая тревожность, вызванная отчуждением родных и окружающих (побои в семье, разводы, нелюбовь со стороны родителей).
Есть свои особенности у несовершеннолетних осужденных женского пола.
Женщины, совершившие насильственные преступления, нередко имеют завышенную самооценку, эгоистичны, стремятся к доминированию. Для них характерна высокая тревожность, иногда чувство вины в совершенном преступлении, отсутствие стойких асоциальных взглядов, за исключением женщин, убивших посторонних лиц.
По данным исследования Е.В. Середы, имеются специфические личностные особенности у женщин, посягнувших на жизнь своих мужей, и у женщин, посягнувших на жизнь своих новорожденных детей. У женщин, совершивших убийство своих мужей, отмечается высокий уровень эмоциональности, упрямство, отсутствие вины и чувства раскаяния в совершенном преступлении. Основной чертой женщин-детоубийц является дисгармоничность их личности. С одной стороны, они стремятся к общению в связи с наличием в характере депрессивных признаков, а с другой — боятся общения, поскольку подозревают большинство людей в недоброжелательности.
Для осужденных женщин, совершивших корыстные преступления, характерно сохранение семейных отношений, достаточно высокий уровень образования. Некоторые из них не думали, что могут оказаться в местах лишения свободы.
Поведение женщин-преступниц во многом определяется отношением к преступлению и наказанию (положительное, отрицательное и неустойчивое).
Женщины очень эмоциональные, поэтому они предпочитают выяснять отношения громко, их драки в основном сводятся к визгу и шуму. По словам бывалых осужденных, только женщины способны избить мокрыми полотенцами до синевы или сделать из врага решето при помощи обыкновенных ножниц.
В заключение данной главы необходимо указать, что в пенитенциарной практике используются различные программы и методы ресоциализации.
Одним из распространенных видов психотерапии в тюрьме на Западе является групповая психотерапия, суть которой изложил крупнейший криминолог и тюрьмовед Ш. Жермен. Он исходил из того, что индивиды думают, чувствуют и реагируют по-другому, когда они объединены в группу, способную оказывать влияние (хорошее или плохое). Жермен пытался решить, как создать группы, которые могут положительно влиять на мораль заключенных и содействовать их исправлению [44; с. 71].
Одна из форм групповой психотерапии — коллективная беседа. Для ее проведения заключенные объединяются в группы до десяти человек, однородные по интеллектуальному уровню участников. Специальные группы создаются для алкоголиков, наркоманов и так называемых сексуальных преступников. В ходе беседы заключенные обмениваются мнениями по интересующей их теме [36].
Беседы проводятся еженедельно (некоторые группы собираются чаще) и длятся до полутора часов. Беседой руководят специально назначенные сотрудники, обладающие достаточными знаниями по психологии, психиатрии и социологии. Чтобы стимулировать активность участников стихийной дискуссии, руководитель группы не должен высказывать категорических суждений. Он должен уметь устанавливать доверительные отношения с заключенными.
По мысли Ш. Жермена, групповые беседы должны помочь преступникам приспособиться к условиям жизни в тюрьме, повысить у них чувство ответственности, развить рассудительность, сделать более восприимчивыми к другим методам воздействия.
Вывод по параграфу
Таким образом, состояние тревожности у несовершеннолетних осужденных характеризуется связью тревожности с неудовлетворением ведущих потребностей в подростковом возрасте, поскольку это едва ли не самое важное следствие внутриличностного конфликта. Разнонаправленность мотивационных тенденций, порождаемых столкновением различных компонентов «Я-концепции», ведет к неудовлетворению фундаментальных потребностей. Специфика нахождения в заключении усиливает данные тенденции, приводя подростков к развитию неврозов, и психическим расстройствам.
Диагностика предрасположенности менеджеров к конфликтному
поведению(по К.Томасу)
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения ...
Шкала оценок коммуникативных и организаторских
склонностей
КК
КО
Шкальная оценка
0,10 – 0,45
0,20 – 0,55
1
0,46 – 0,55
0,56 – 0,65
2
0,56 – 0,65
0,66 – 0,70
3
0,66 – 0,75
0,71 – 0,80
4
0,76 – 1,00
0,81 – 1,00
5 ...
Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника к школе
Начало обучения 6-летних и подготовка к нему связаны с необходимостью учета ряда важных психологических закономерностей развития детей этого возраста. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфическими «дошкольными» способами их удовлетворения. По мнению А.Л. Венгер[8], ...