Методические рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР дошкольного возраста. Основы коррекционного развития памяти у детей с ЗПР дошкольного возраста
Страница 1

Психологическая информация » Особенности состояния и изучении памяти у дошкольников с задержкой психического развития » Методические рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР дошкольного возраста. Основы коррекционного развития памяти у детей с ЗПР дошкольного возраста

В исследованиях Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, и многих других авторов развитие памяти рассматривается как процесс постепенного формирования у ребенка сложной мнемической деятельности, успешность которой существенно зависит от активности запоминающего субъекта, его отношения к заданию, от умения применять рациональные приемы [6, 16, 24, 25, 28].

В работах по проблемам памяти отмечается, что продуктивность мнемической деятельности определяется особенностями материала, подлежащего запоминанию. На это указывается в трудах выше перечисленных авторов, в исследованиях С.Г. Бархатовой, Я.В. Большунова, З.М. Истоминой, Л.М. Левинова, В.Я. Ляудис, П.Б. Невельского, В.И. Самохваловой, В.М. Соловьева [5, 43, 46].

При этом отмечается, что активность субъекта состоит в произвольной направленности его на выявление специфики материала.

П.И. Зинченко и А.А. Смирновым теоретически обосновано положение о возможности формирования приемов логического запоминания у детей более раннего возраста. Экспериментальной разработке этой проблемы посвящены исследования Л.М. Житниковой, К.П. Мальцевой, З.М. Истоминой, В.И. Самохваловой, С.Г. Бочаровой, А.С. Ячиной [17, 43, 46].

Эти работы показали возможность значительных качественных изменений памяти путем целенаправленного обучения уже в дошкольном периоде развития ребенка.

Клиническое изучение детей с задержкой психического развития, наряду с другими особенностями психической деятельности, выявило специфические особенности их памяти (Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, И.А. Юркова, К.С. Лебединская). Экспериментально-психологические исследования Ю.Г. Демьянова, Г.И. Дмитриевой, Л.Е. Резник, Т.В. Егоровой, А.Н. Цымбалюк, М.К. Эйленберга, показывают, что у детей с задержкой психического развития в большей мере страдает смысловая, логическая память.

Авторы отмечают заметное снижение продуктивности произвольной памяти у детей данной категории. Это объясняется недостаточной целенаправленностью их мнемической деятельности, неумением применять рациональные способы запоминания, несформированностью процессов самоконтроля [1, 7, 8, 13].

Приступая к коррекции нарушений памяти у детей с задержкой психического развития, необходимо учитывать следующие моменты:

- у детей с задержкой психического развития имеются большие потенциальные возможности в развитии мнемической деятельности, особенно при запоминании наглядного материала;

- необходимо формировать различные приемы запоминания и сохранения материала;

- необходима правильная организация коррекционно-психологической деятельности:

А) привитие интереса к предмету;

Б) рациональная организация материала;

В) установка на материал;

- усиление мотивации при запоминании, сохранении и воспроизведении материала. Дети с задержкой психического развития особенно нуждаются в поощрении;

- формирование произвольности внимания;

- использование наглядных опор для запоминания материала;

- в развитии памяти не играет положительной роли постоянное, многократное повторение заученного материала.

Для достижения устойчивой положительной динамики необходимо соблюдать следующие правила формирования и развития памяти:

1) Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию, можно развить память.

2) Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память.

3) Быстрее и точнее запоминается то, что способствует потребностям ребенка.

4) Эффективно запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое. Это достигается определенной последовательностью в изложении материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего.

5) Важным условием для полного и точного запоминания является умение осуществить смысловую группировку материала, то есть разделение его на части с выделением главного в каждом из них.

6) Все мнемические задачи, цели, приемы необходимо подавать детям в игровой форме и связывать необходимость усвоения мнемических приемов с жизненным опытом ребенка.

Страницы: 1 2

Методические рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР дошкольного возраста. Основы коррекционного развития памяти у детей с ЗПР дошкольного возраста
В исследованиях Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, и многих других авторов развитие памяти рассматривается как процесс постепенного формирования у ребенка сложной мнемической деятельности, успешность которой существенно зависит от активности запоминающего субъекта, его отношения к заданию, от умения применять рац ...

Возрастные изменения работоспособности
Персонал, накапливающий обширный опыт практической работы и знания, к сожалению, имеет тенденцию стариться. Одновременно не молодеют и руководители. Приходят новые сотрудники, у которых за плечами также груз прожитых лет. Как же организовывать труд стареющих работников, чтобы их деятельность была максимально эффективной? Прежде всего, ...

Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др. [3, 4, 11, 34] За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет. Психофизиологическими ...