Методические рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР дошкольного
возраста. Основы коррекционного развития памяти у детей с
ЗПР дошкольного возрастаСтраница 1
В исследованиях Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, и многих других авторов развитие памяти рассматривается как процесс постепенного формирования у ребенка сложной мнемической деятельности, успешность которой существенно зависит от активности запоминающего субъекта, его отношения к заданию, от умения применять рациональные приемы [6, 16, 24, 25, 28].
В работах по проблемам памяти отмечается, что продуктивность мнемической деятельности определяется особенностями материала, подлежащего запоминанию. На это указывается в трудах выше перечисленных авторов, в исследованиях С.Г. Бархатовой, Я.В. Большунова, З.М. Истоминой, Л.М. Левинова, В.Я. Ляудис, П.Б. Невельского, В.И. Самохваловой, В.М. Соловьева [5, 43, 46].
При этом отмечается, что активность субъекта состоит в произвольной направленности его на выявление специфики материала.
П.И. Зинченко и А.А. Смирновым теоретически обосновано положение о возможности формирования приемов логического запоминания у детей более раннего возраста. Экспериментальной разработке этой проблемы посвящены исследования Л.М. Житниковой, К.П. Мальцевой, З.М. Истоминой, В.И. Самохваловой, С.Г. Бочаровой, А.С. Ячиной [17, 43, 46].
Эти работы показали возможность значительных качественных изменений памяти путем целенаправленного обучения уже в дошкольном периоде развития ребенка.
Клиническое изучение детей с задержкой психического развития, наряду с другими особенностями психической деятельности, выявило специфические особенности их памяти (Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, И.А. Юркова, К.С. Лебединская). Экспериментально-психологические исследования Ю.Г. Демьянова, Г.И. Дмитриевой, Л.Е. Резник, Т.В. Егоровой, А.Н. Цымбалюк, М.К. Эйленберга, показывают, что у детей с задержкой психического развития в большей мере страдает смысловая, логическая память.
Авторы отмечают заметное снижение продуктивности произвольной памяти у детей данной категории. Это объясняется недостаточной целенаправленностью их мнемической деятельности, неумением применять рациональные способы запоминания, несформированностью процессов самоконтроля [1, 7, 8, 13].
Приступая к коррекции нарушений памяти у детей с задержкой психического развития, необходимо учитывать следующие моменты:
- у детей с задержкой психического развития имеются большие потенциальные возможности в развитии мнемической деятельности, особенно при запоминании наглядного материала;
- необходимо формировать различные приемы запоминания и сохранения материала;
- необходима правильная организация коррекционно-психологической деятельности:
А) привитие интереса к предмету;
Б) рациональная организация материала;
В) установка на материал;
- усиление мотивации при запоминании, сохранении и воспроизведении материала. Дети с задержкой психического развития особенно нуждаются в поощрении;
- формирование произвольности внимания;
- использование наглядных опор для запоминания материала;
- в развитии памяти не играет положительной роли постоянное, многократное повторение заученного материала.
Для достижения устойчивой положительной динамики необходимо соблюдать следующие правила формирования и развития памяти:
1) Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию, можно развить память.
2) Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память.
3) Быстрее и точнее запоминается то, что способствует потребностям ребенка.
4) Эффективно запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое. Это достигается определенной последовательностью в изложении материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего.
5) Важным условием для полного и точного запоминания является умение осуществить смысловую группировку материала, то есть разделение его на части с выделением главного в каждом из них.
6) Все мнемические задачи, цели, приемы необходимо подавать детям в игровой форме и связывать необходимость усвоения мнемических приемов с жизненным опытом ребенка.
Фактор С “Эмоциональная неустойчивость –
эмоциональная устойчивость”
При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.
При высоких оценках человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный ...
Психологические подходы к изучению свойств личности
в профориентации
Большое количество исследовательских работ в этой области (например, работы Гуревича, Мерлина, Климова) посвящено тому, что авторы на примере разных видов трудовой деятельности, учебной деятельности показали, что ее результат может быть одинаковым у людей с разными свойствами нервной системы.
Главное от чего зависит результат это то, н ...
Психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы. История
появления тренинга как метода
История создания тренингового метода решения проблем (от англ. training - специальный тренировочный режим, тренировка, обучение, дрессировка) относится к середине 40-х годов и связана с трудами К. Левина. Он пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. К. Левин писал: «Чтобы выявить свои неадекватные установк ...