Методические рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР дошкольного
возраста. Основы коррекционного развития памяти у детей с
ЗПР дошкольного возрастаСтраница 1
В исследованиях Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, и многих других авторов развитие памяти рассматривается как процесс постепенного формирования у ребенка сложной мнемической деятельности, успешность которой существенно зависит от активности запоминающего субъекта, его отношения к заданию, от умения применять рациональные приемы [6, 16, 24, 25, 28].
В работах по проблемам памяти отмечается, что продуктивность мнемической деятельности определяется особенностями материала, подлежащего запоминанию. На это указывается в трудах выше перечисленных авторов, в исследованиях С.Г. Бархатовой, Я.В. Большунова, З.М. Истоминой, Л.М. Левинова, В.Я. Ляудис, П.Б. Невельского, В.И. Самохваловой, В.М. Соловьева [5, 43, 46].
При этом отмечается, что активность субъекта состоит в произвольной направленности его на выявление специфики материала.
П.И. Зинченко и А.А. Смирновым теоретически обосновано положение о возможности формирования приемов логического запоминания у детей более раннего возраста. Экспериментальной разработке этой проблемы посвящены исследования Л.М. Житниковой, К.П. Мальцевой, З.М. Истоминой, В.И. Самохваловой, С.Г. Бочаровой, А.С. Ячиной [17, 43, 46].
Эти работы показали возможность значительных качественных изменений памяти путем целенаправленного обучения уже в дошкольном периоде развития ребенка.
Клиническое изучение детей с задержкой психического развития, наряду с другими особенностями психической деятельности, выявило специфические особенности их памяти (Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, И.А. Юркова, К.С. Лебединская). Экспериментально-психологические исследования Ю.Г. Демьянова, Г.И. Дмитриевой, Л.Е. Резник, Т.В. Егоровой, А.Н. Цымбалюк, М.К. Эйленберга, показывают, что у детей с задержкой психического развития в большей мере страдает смысловая, логическая память.
Авторы отмечают заметное снижение продуктивности произвольной памяти у детей данной категории. Это объясняется недостаточной целенаправленностью их мнемической деятельности, неумением применять рациональные способы запоминания, несформированностью процессов самоконтроля [1, 7, 8, 13].
Приступая к коррекции нарушений памяти у детей с задержкой психического развития, необходимо учитывать следующие моменты:
- у детей с задержкой психического развития имеются большие потенциальные возможности в развитии мнемической деятельности, особенно при запоминании наглядного материала;
- необходимо формировать различные приемы запоминания и сохранения материала;
- необходима правильная организация коррекционно-психологической деятельности:
А) привитие интереса к предмету;
Б) рациональная организация материала;
В) установка на материал;
- усиление мотивации при запоминании, сохранении и воспроизведении материала. Дети с задержкой психического развития особенно нуждаются в поощрении;
- формирование произвольности внимания;
- использование наглядных опор для запоминания материала;
- в развитии памяти не играет положительной роли постоянное, многократное повторение заученного материала.
Для достижения устойчивой положительной динамики необходимо соблюдать следующие правила формирования и развития памяти:
1) Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию, можно развить память.
2) Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память.
3) Быстрее и точнее запоминается то, что способствует потребностям ребенка.
4) Эффективно запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое. Это достигается определенной последовательностью в изложении материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего.
5) Важным условием для полного и точного запоминания является умение осуществить смысловую группировку материала, то есть разделение его на части с выделением главного в каждом из них.
6) Все мнемические задачи, цели, приемы необходимо подавать детям в игровой форме и связывать необходимость усвоения мнемических приемов с жизненным опытом ребенка.
Феноменология эмоций
При обсуждении феноменологического аспекта понятия «эмоции» необходимо различать эмоциональное состояние человека и эмоциональную черту личности (эмоциональность). Работы Кэттелла и Спилбергера показали, что, например, состояние «тревожности» характеризуется существенно иначе, чем «тревожность» как черта личности, хотя они и не различаю ...
Мотивация
Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они всё же продолжаются недолго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность. ...
Методы исследования.
В ходе психологического исследования нами были использованы следующие методики.
1. Модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла (Э.М. Александровская, И.Н.Гильяшева).
2. Методика «Нерешаемая задача» (Н.И. Александрова, Т.И. Шульга, 3).
3. «Методика поправок» (Л.К. Маркова, Т.А. Матис, 27).
4. Методика «Игрушеч ...