Методические рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР дошкольного
возраста. Основы коррекционного развития памяти у детей с
ЗПР дошкольного возрастаСтраница 2
Основной задачей коррекционной работы является ускорение развития произвольной и словесно-логической памяти у детей с задержкой психического развития.
Для осуществления этой задачи возможно применение следующего материала.
Слуховая память: разучивание стихотворений русских поэтов о природе – А.С. Пушкина, И. А. Бунина, А.А. Фета, Ф.И Тютчева, А.М. Плещеева, А.Н. Майкова.
Разучивание стихотворений следует сопровождать беседой о временах года, их признаках, рассматриванием иллюстраций картин, соответствующей тематики. Стихотворение зачитывается 1 раз, потом просят детей воспроизвести стих. Затем его зачитывают второй, третий раз до полного заучивания. Обязательно нужно попросить детей нарисовать то, о чем рассказывается в стихотворении, для того, чтобы связать слово и наглядный образ. Возможно, задавать вопросы: «О ком или о чем рассказывается в стихотворении? Что происходит? »
Большие возможности для развития логической памяти детей с задержкой психического развития содержит работа, связанная с обучением их пересказу рассказа или сказки.
Умственные действия анализа, синтеза, обобщения, классификации возникают из внешних практических действий с материалами или их заместителями, пройдя обязательный этап внешнеречевого действия. Поэтому необходимо дать детям внешние опоры для мысли об описываемом в рассказе или сказке событии, факте, действии и обеспечить им возможность практически манипулировать с этими опорами. Ими могут быть игрушки, картинки. Затем читается рассказ или сказка, предварительно предупредив детей о необходимости внимательно слушать с целью последующего пересказа. Задаются вопросы, помогающие детям лучше понять содержание текста. Затем следует повторное чтение текста и воспроизведение его детьми.
Формирование у детей с задержкой психического развития навыков классификации как способа логического запоминания заключается в следующем:
- овладении детьми простой ориентировкой в материале, заключающейся в последовательном выделении и обозначении каждого из его элементов;
- формировании у детей классификации как познавательного действия. Процесс классификации является продуктом достаточно сложного пути развития – от простого синтеза элементов к констатирующему словесному обобщению и на этой основе – к классификации с опережающим словесным обобщением, что означает переход от практического и речевого действия к классификации в умственной форме. Высокая степень овладения классификацией в этой форме обеспечивает ребенку возможность самостоятельно выделить основание классификации и осуществить группировку в уме;
- превращении познавательного действия классификации в способ логического запоминания. Овладев классификацией как мыслительной операцией, ребенок при наличии мнемической установки оказывается способным не только к группировке материала, но и к использованию обобщенных названий в качестве опорных пунктов при запоминании и последующем воспроизведении.
Пути развития памяти у
детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Исходным положением в разработке проблем воспитания аномальных детей следует считать признание непреходящего значения для всех этапов развития человека именно того периода, когда закладывается фундамент его личности, т.е. раннего и дошкольного возраста. Опираясь на принятую в советской психологии периодизацию психического развития (Д.Б. ...
Опросник профессиональных предпочтений
Инструкция:опросник профессиональных предпочтений (ОПП) предназначен для выявления Вашего отношения к различным видам профессиональной деятельности (типам профессий). Внимательно прочитайте вопрос. Найдите в листе ответов клетку с номером вопроса и поставьте 3 оценки в баллах под соответствующими буквами:
У - умение
О - отношение ...
Психологическое исследование мотивации пользователей интернета
Применение компьютерных сетей ведет к структурным и функциональным изменениям в психологической структуре деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируют операциональное (исполнительское) звено деятельности, процессы целеполагания, потребностно-мотивационную регуляцию д ...