Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка. Личность младшего школьника
Страница 1

Психологическая информация » Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка » Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка. Личность младшего школьника

Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, кто вообще не посещал школу, его не было и у тех, для кого начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению В. В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста.Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л. И. Айдарова, А. К. Дусавицкий, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянов, В. В. Репкин, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.)

Личность – есть внешнее проявление индивидуальности, как человек воздействует на окружающих и как ими воспринимается. Личность в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида (Оллпорт 1937).

Личность – человек, который достиг определенного уровня психического развития. В процессе самопознания начинается восприятие и переживание самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я».

1) «Я - реальное», в этом возрасте, состоит из следующих доминантов:

-«Я уже взрослый»;

-«Я успешный» (отношение к своей работе - к учебе);

-«Я умею общаться»;

-«Я уже многое знаю».

Родительские позиции и отношение к детям в этом возрасте может положительно или отрицательно повлиять на их установки. Подкрепление родителями данных позиций ребенка будут способствовать развитию сильной и уверенной в себе личности. Родители, которые обращают внимание на успехи ребенка, положительно подкрепляют его достижения - воспитают успешную личность. Прививая интерес к новому, уделяя ребенку столько внимания, сколько ему требуется в этом возрасте и, не препятствуя его общению со сверстниками - родители воспитают в ребенке познавательный интерес, комуникативность, умение общаться. Очень важно, в этом возрасте, советоваться с ребенком, решать вместе какие-то вопросы, выслушивать его мнение по поводу этого, т.к. это подтверждение его взрослости и значимости для родителей.

Отношение родителей также может вызвать и обратный результат. Если не замечать успехов ребенка, а только ругать его за проступки, заострять внимание только на ошибках, ребенок потеряет интерес к своей деятельности, у него пропадет желание исправлять свои ошибки. Возникнет боязнь нового – ребенок не захочет делать что-то, объясняя это тем, что он не сможет сделать этого, что у него все равно ничего не получится. Так формируется НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, которая, скорее всего, будет сопровождать ребенка всю его жизнь.

2) «Я - идеальное» в этом возрасте состоит из фантастических образов «Я» (Э. Эриксон) – это то, о чем ребенок мечтает, каким хочет видеть себя в будущем. Здесь тоже очень важно правильно отнестись к фантазиям ребенка и не пресечь на корню его пусть пока даже несерьезные, но все же цели, которые, со временем преобразуются в реальные и вполне осуществимые.

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. Поэтому родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Страницы: 1 2

Верование толпы
"Будь осторожен с толпой, когда она тебя почитает, ибо вначале она покроет тебя венками, а потом, позже, забросает грязью". индийское изречение Взгляды, относительно верования толпы, подразделяются на два вида - постоянные, т.е. удерживающиеся в течении многих столетий, и непостоянные, господствующие короткое время. К пос ...

Теоретические основы изучения тревожности личности в трудах психологов, философов. Тревожность как философский и психологический феномен
Тревожность в современном мировой науке рассматривается с различных позиций, многочисленными научными течениями, учеными. С одной стороны, как указывали Р.Мэй, и другие это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги» [36]. Ей придается значение основного «жизненног ...

Понятие толпы. Механизм её формирования и состав
«Нет ничего отвратительнее большинства: ведь оно состоит из немногих сильных, идущих впереди, из подлаживающихся хитрецов, из слабых, которые стараются не выделяться, и из толпы, которая семенит следом, не зная сама, чего она хочет». И.Гёте ...