Некоторые особенности функции и сторон процесса общения. Типы
и виды общенияСтраница 2
Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, “нужных” манипулятору свойств и качеств[16,C.221].
В целом профессию педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки на объяснение, научение, доказательство.
Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их, как различные виды монологического общения, подчеркивает Г.М. Андреева[2,С.142]. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
Диалогическое общение – равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Такое общение возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений[2,С.145].:
1) наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу “здесь и теперь”);
2) использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям;
3) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения;
4) содержание общения должно включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения);
5) следует персонифицировать общение, то есть вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.
Диалогическое общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия личностей партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.
Автор выделяет следующие виды общения[2,С.147]:
Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение – ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. При деловом общении особенности личности и настроения собеседника учитываются, прежде всего, для достижения главной цели в интересах дела. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Интимно-личностное общение возможно тогда, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, собеседник поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. При таком общении каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной мере является результатом предшествующих взаимоотношений. В отличие от делового, это общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Существует также инструментальное общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. В отличие от него, целевое общение само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
Формирование мышления у слабовидящих и слепых дошкольников
Отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов.
У детей дошкольного возраста операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления.
Для слепых и слабовидящих ...
Методика оценки оперативной слуховой памяти
«Взрослому с интервалом в одну секунду поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:
месяц ковёр вилка школа
дерево стакан диван человек
прыгать плыть шутить спать
жёлтый тяжёлый смелый красный
кукла книга пальто тетрадь
сумка яблоко телефон цветок
После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно
через 5 с ...
Приложения
Приложение 1
Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.
МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи".
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).
Процедура проведения: исследова ...