Основные методы исследования

Основные методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании.

Педагогическая психология, используя все три источника получения данных, имеет свой арсенал научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование социометрия. В зависимости от уровня научного познания, методы определяются как теоретические или эмпирические. В педагогической психологии используются эмпирические методы.

Биографический метод

– изучение результатов обучения и воспитания человека по сведениям, содержащимися в биографических характеристиках.

Метод фотографии, - кино, - теле и звукозаписи

– изучение хода и результатов педагогической деятельности, отражённых в виде фото и т.д.

Метод обобщения независимых характеристик

– выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от разных людей.

Метод изучение литературных источников

, документов – исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащимся в различных источниках и документах.

Метод наблюдения– с помощью этого метода изучают педагогические явления без вмешательства в их течении.

Метод эксперимент– эксперимент предполагает вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания лучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения.

Анкетирование

– эмпирический социально – психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. Подготовка анкеты – ответственное, требующее профессионализма дела. При составлении анкеты учитываются:

1)

содержание вопросов;

2) их форма - открытые и закрытые;(

на последние требуется ответ «да» или «нет».

3) Их формулировка

(ясность, без подсказки ответа и т.д.).

4)

Количество и порядок следования вопросов.

В педагогической практике на анкетирование отводится не более 30-40 минут. Порядок следования вопросов определяется методом случайных чисел. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но оно должно отвечать двум требованиям – репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.

Метод анализ результатов деятельности

. - изучение

педагогических явлений по результатам обучения и воспитания человека.

Невменяемость и ее установление в судебной психиатрии
Современное представление о невменяемости имеет свою историю, которая отражает различные подходы к решению данного вопроса. Отечественные психиатры всегда считали, что материалистическое понимание свободы действий (воли) обусловлено (детерминировано) внешними условиями и событиями, хотя субъективно кажется, что поступки человека независ ...

Выявление уровня социальной адаптации подростков к условиям воспитательной колонии
Далее было проведено анкетирование на выявление уровня адаптации подростков к условиям воспитательной колонии. Методика № 3 - Диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда Воспитанникам был предложен личностный опросник (см. Приложение 3), который предназначен для изучения особенностей социально-психологиче ...

Методические рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР дошкольного возраста. Основы коррекционного развития памяти у детей с ЗПР дошкольного возраста
В исследованиях Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, и многих других авторов развитие памяти рассматривается как процесс постепенного формирования у ребенка сложной мнемической деятельности, успешность которой существенно зависит от активности запоминающего субъекта, его отношения к заданию, от умения применять рац ...