Основные методы исследования

Основные методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании.

Педагогическая психология, используя все три источника получения данных, имеет свой арсенал научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование социометрия. В зависимости от уровня научного познания, методы определяются как теоретические или эмпирические. В педагогической психологии используются эмпирические методы.

Биографический метод

– изучение результатов обучения и воспитания человека по сведениям, содержащимися в биографических характеристиках.

Метод фотографии, - кино, - теле и звукозаписи

– изучение хода и результатов педагогической деятельности, отражённых в виде фото и т.д.

Метод обобщения независимых характеристик

– выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от разных людей.

Метод изучение литературных источников

, документов – исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащимся в различных источниках и документах.

Метод наблюдения– с помощью этого метода изучают педагогические явления без вмешательства в их течении.

Метод эксперимент– эксперимент предполагает вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания лучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения.

Анкетирование

– эмпирический социально – психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. Подготовка анкеты – ответственное, требующее профессионализма дела. При составлении анкеты учитываются:

1)

содержание вопросов;

2) их форма - открытые и закрытые;(

на последние требуется ответ «да» или «нет».

3) Их формулировка

(ясность, без подсказки ответа и т.д.).

4)

Количество и порядок следования вопросов.

В педагогической практике на анкетирование отводится не более 30-40 минут. Порядок следования вопросов определяется методом случайных чисел. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но оно должно отвечать двум требованиям – репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.

Метод анализ результатов деятельности

. - изучение

педагогических явлений по результатам обучения и воспитания человека.

Лояльность к квазиидеалам
Смысл проблемы заключен в строках, принадлежащих перу А.С.Пушкина: «…Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Возникновение электоральной интеграции возможно лишь в том случае, когда избиратели лояльны к тому, что на место компромиссного идеала становится именно квазиидеал. Исследования и прямые наблюдения за поведением из ...

Событие как узловой момент жизненного пути
Жизнь человека складывается из взаимного переплетения биологического и социального времени, их единства, которые создают канву жизненного сценария. Каждый человек ощущает на себе действие не только биологических часов, регулирующих жизнедеятельность организма на уровне клетки, но и власть времени исторического и социального. Изучая чел ...

Характеристика страхов у детей дошкольного возраста.
Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: "Откуда все взялось?", "Зачем люди живут?". В этом возрасте формируется опыт межличностны ...