Основные функции педагогической деятельности.

Психологическая информация » Методы исследования педагогической психологии » Основные функции педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность реализуется в определённых педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий – перцептивных, мнемических, коммуникативных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания).Эти действия подчинены определённым целям и направлены на решение тех или иных педагогических задач, осознанно или стихийно, интуитивно создаваемых учителем в педагогических ситуациях. Определённая совокупность таких разнородных действий определяет реализацию той или иной психолого – педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.

В предложенной исследователями трактовке педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.И.Щербаков, В.В. Богословский) все педагогические функции разделяются на две группы – целеполагающие и организационно – структурные. В первую группу входят ориентационная, развивающая, мобилизирующая (стимулирующая психическое развитие учащихся) и информационная функции. Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.

Обобщение результатов исследования второй группы функций – организационно –структурных –позволяет отметить общее содержание входящих в неё конструктивной, организаторской, коммуникативной и гностической функции. Конструктивная функция обеспечивает:

А) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

Б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

В) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция реализуется через организацию:

А) информации, в процессе её подготовки и сообщения учащимся;

Б) различных видов деятельности учащихся;

В) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Коммуникативная функция предполагает установление правильных взаимоотношений:

А) с учащимися

Б) с другими учителями и администрацией школы.

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

А) содержания и способов воздействия на других людей;

Б) возрастных и индивидуально – психологических особенностей других людей;

В) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков.

Все эти четыре педагогические функции предполагают высокий уровень развития академических, перцептивных , речевых и коммуникативных способностей человека, что должно быть объектом сознания самого учителя. Наряду с коммуникативной функцией, большой интерес для учителя предполагает гностическая функция. Она основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реалистичности собственной оценки (самооценки). Учитель может быть объектом исследовательской функции, например, при психологическом анализе собственного урока, собственной педагогической деятельности, отношений с коллективом, учениками. Успешность реализации исследовательской функции по отношению к самому себе в значительной мере определяется рефлективностью человека, уровнем развития его рефлективного мышления. Объектами исследования могут быть, все другие компоненты, факторы, педагогического процесса, среди которых основное место занимает ученик. Изучение, исследование личности обучающегося, его учебной деятельности, статуса в учебном коллективе методами педагогической психологии является одним из профессиональных аспектов педагогической деятельности учителя: это и самостоятельная познавательная задача, и условие успешности организации такой деятельности. При этом, как подчёркивается, исследовательская функция успешно осуществляется, если учитель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мастерства и определёнными исследовательскими навыками. Гностическая функция предполагает развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления, их связи и отношения. Все гностические действия человека, например перцептивные, мнемические, мыслительные, включаются в реализацию исследовательской функции учителя. В динамичных условиях урока реализация этой функции требует хорошо осознанного владения всеми методами педагогической психологии – наблюдением, беседой , экспериментом, анкетированием, тестом.

Реализуемая системой профессионально ориентированных действий и умений педагогическая деятельность представляет собой сложную функционально - операциональную структуру, где существует неоднозначная, неоднородная связь между функциями и педагогическими действиями, отражающими определённую позицию учителя.

Типы семейных взаимоотношений
Рассматривая основные типы семейных отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, ...

Личностные особенности будущих отцов
Личностные характеристики идеального отца и идеальной матери похожи между собой. Идеальный родитель – это доминантный, уверенный в себе человек, волевой, но достаточно зависимый, очень общительный, ориентированный на мнение окружающих, жертвующий собой и характеризующийся гиперсоциальными установками, т.е. акцентуированная личность. Иде ...

Жизненный цикл семьи как фактор изменения мотивационно-потребностной сферы супругов
Невозможно уменьшить значение семьи в развитии общества. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили ...