Психолого-экономические факторы электоральной интеграции

Электоральная интеграция » Психолого-экономические факторы электоральной интеграции

Величина прожиточного минимума относится к одному из критериев, характеризующих экономическое неравенство людей. К бедным относятся те, чьи доходы ниже уровня бедности, определенного экономистами на основе расчетов. Однако наряду с объективными есть и субъективные оценки бедности. В последнем случае - это проявления отношения людей к собственному материальному положению. Отнюдь не случайно В.И. Ленин утверждал, что политика есть концентрированное выражение экономики.

Начало рыночных реформ в России сопровождалось не только падением реальных доходов населения, но и нарастанием масштабов в распределении материальных благ. В экономической психологии выделены три группы причин бедности: индивидуалистические (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности самих бедных), структуральные (в бедности обвиняются экстремистское общество (вспомните «шоковую терапию!) и экономические силы), фаталистические (удача и судьба).

Источники бедности различны, однако бедность определяется как неспособность человека поддерживать минимальный уровень жизни.

Проведенные исследования личности бедных позволили выявить ряд устойчивых характеристик. К ним относятся и следующие.

Временная константа – кратковременные виды на будущее, «короткая перспектива», удовлетворение тех желаний, которые требуют времени, откладывается на неопределенное время, невозможно отложить менее ценные для будущего, но сиюминутные желания.

Пространственная константа – с бедностью чаще сочетается внешний локус контроля, человек считает, что события его жизни управляются другими людьми, лидерами, властью, случаем, богом и т.п., находящимися за пределами его возможностей к изменению.

Энергетическая константа – слабо выражено стремление к успеху, мотив достижения ослаблен, силен мотив избегания неудачи, люди боятся потерять то, что имеют.

Информационная константа – заниженная самооценка, снижена уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства находится на заднем плане, «спрятано», низкая готовность отвечать за результаты своей работы.

Анализ психологии богатства гораздо реже встречается в литературе. Отмечается различие ценностей, норм поведения, морали богатых и бедных. Исследованию в основном подвергается отношение к богатым. Интересны исследования случаев внезапного обогащения (выигрыш в лотерею, получение наследства и т.п.). В последнем случае возникают серьезные проблемы с идентификацией самого себя в новом качестве (О.Дейнека), вплоть до разрушения системы отношений и ценностей.

В анализе бедности и богатства привлекает внимание момент аутоиндентификации, то есть причисление человеком самого себя к той или иной категории материального благополучия. Сам факт маркировки человеком себя как отнесенного к конкретной социальной группе служит основой не только для аутоидентификации, но и для отнесения себя к конкретной группе, групповой идентификации, («мы –бедные», или «мы –богатые») что само по себе в ситуации политического выбора стимулирует электоральную интеграцию. Классическим проявлением подобной электоральной интеграции служит так называемая «пролетарская классовая солидарность», злейшим врагом которой является экономическое благополучие населения.

Преувеличение
Обычно наше внимание привлекает определенный аспект чьего-либо двигательного поведения (напр., обдуманное и контролируемое поведение, быстрое и неожиданное движение рукой или опустившееся и тяжелое чувство). После того как терапевт привлек внимание клиента к этому паттерну, он может предложить преувеличить движение, чтобы более четко вы ...

Выводы
Общие психолого-педагогические выводы и рекомендации в соответствии с целью исследования даются на основе обобщения данных, получаемых в результате исследования познавательных процессов студента. А целью моего исследования, как я уже говорил выше, является выяснения особенностей индивидуального развития на момент развития, и выяснение н ...

Исследование развития памяти дошкольников. Организация и проведение эксперимента
Поскольку одна из основных задач психологического исследования состоит в том, чтобы понять, что общее и что особенное в развитии психических процессов наблюдается у глухих и слабослышащих детей в сравнении с нормально развивающимися слышащими детьми, одинаковое по содержанию исследование проводится и со слышащими, и с детьми, имеющими т ...