Место специальной психологии в системе наук

Психологическая информация » Специальная психология » Место специальной психологии в системе наук

Являясь составляющей научного знания, специальная психология тесно

взаимодействует с рядом смежных научных областей и использует их данные при разработке теории и практической реализации.

Философскую и нравственно – этическую основу специальной психологии составляет аксиологическая концепция, базирующаяся на идее гуманизма, самоценности человеческой личности, уважении ее прав и достоинств, свободы, потребностей и признании ее высшей ценностью общества.

Связь специальной психологии с физиологией, невропатологией, психиатрией позволяет понять особенности высшей нервной деятельности, закономерности физиологических процессов, своеобразие психики ребенка с различной патологией, и, опираясь на клинико- психические особенности детей, дидактически правильно выстроить психокоррекционный процесс.

Специальная психология связана с общей и возрастной психологией. Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность.

Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразование знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, установки, мотивация, характер, воля. Знания общей психологии позволяют нам выявить своеобразие развития познавательных процессов и личностных свойств детей с нарушениями развития.

Возрастная психология дает нам знания закономерностей психического развития детей при их переходе от одного возраста в другой, разносторонних содержательных характеристик детей, относящихся к различным возрастным группам, знание понятий «зона актуального» и «зона ближайшего развития», дает возможность понять своеобразие психического развития детей на каждом возрастном этапе, имеющих проблемы в развитии. Возрастная психология дает нам знания о медленных, но основательных количественных и качественных изменениях, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе от одной возрастной группы в другую.

Специальную психологию постоянно сопровождают смежные отрасли психологического знания – генетическая психология, дифференциальная психология, социальная и педагогическая психология, гуманистическая психология, юридическая психология, психологическая диагностика и психологическая коррекция.

Также важна взаимосвязь специальной психологии с целым рядом отраслей медицины, такими как детская психиатрия, анатомия, физиология патология высшей нервной деятельности, офтальмологией, оториноларингологией , невропатологией и т.д.

Мы наметили общий контур взаимосвязей, показали ведущие направления и тенденции, присущие данной отрасли. Безусловно, что межнаучные контакты специальной психологии разнообразнее и глубже.

Любите ли Вы (нравится ли Вам, хотели бы вы)…
1. Знакомиться с жизнью растений и животных? 2. Уроки географии, чтения учебника по географии? 3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях? 4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека? 5. Уроки домоводства или домашние занятия домоводством? 6. Читать научно-популярную литературу о физ ...

Картина мира
Под картиной мира мы понимаем реальную картинку, которую мы воспринимаем всеми каналами ощущений, многомерно. Т.о., вот здесь, где слово вижу- картина мира, реальность, данная нам в ощущениях. Вот здесь, под словом знаю- описание мира - весь комплекс известных нам законов, объектов, воззрений, оценок, установок, представлений и психолог ...

Вывод
На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы: Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: “Оно“, “Я“ , “Сверх-Я“. “Оно“ - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. “Я“ - сознание, а “Сверх-Я“ представленно как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. “ ...