Метод наблюдения в специальной психологии. Общая характеристика метода наблюдения и его виды

Психологическая информация » Специальная психология » Метод наблюдения в специальной психологии. Общая характеристика метода наблюдения и его виды

Наблюдение имеет много различных вариантов, которые в совокупности позволяют собрать достоверную информацию о детях с нарушениями развития. Всякое наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану. Прежде всего надо поставить цель наблюдения, ответить на вопросы, для чего осуществляется наблюдение и какие результаты планируется получить. Затем составляется план наблюдения, куда вносится единицы наблюдения (единицы поведения, за которыми будем наблюдать), способ и форма описания наблюдаемого явления. Единицы наблюдения могут отличаться по величине и сложности выделенного фрагмента поведения (нпр, наблюдая за поведением ребенка вообще, исследователь делит его на ряд единиц: моторика, речь, общение, эмоции и т.д. если же предметом наблюдения является только речь ребенка, то единицы будут проще: содержание речи, ее направленность, продолжительность, экспрессивность и т.п.).

Способ и форма описания наблюдения: в виде сплошного протокола (обычная форма записи без рубликаций), в виде дневника (тетрадь с пронумерованными страницами и большими полями для обработки записей).

Виды наблюдения:

По времени:

• хронологические (проводятся в течении длительного времени – нескольких лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта);

• периодические (проводятся в течении определенных, точно заданных промежутков времени);

• единичные или однократные (в виде отдельного случая).

В зависимости от позиции наблюдателя:

• скрытое (напр., через стекло Гезела) или открытое;

• включенное (исследователь является членом группы) или стороннее (наблюдение со стороны).

В работе с детьми, имеющим нарушения развития предпочтение отдается хронологическим наблюдениям (позволяющим оценить динамику развития), как правило, скрытому наблюдению (поскольку дети с легкостью отвлекаются на исследователя, тем самым нарушая процесс).

Приложения
Приложение 1 Результаты проведенного тестирования до треннинговых занятий Таблица П.1.1. Сводная таблица результатов тестирования группы офицеров состоящих в треннинговой группе А (по методике САН) № п/п Самочувствие Активность Настроение показатели низк. средн. выс. низк. средн. выс. низк. с ...

Особенности общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками
Характерные свойства общения дошкольников с задержкой психического развития со сверстниками . Общение детей с ЗПР друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Общение со сверстниками у детей с ЗПР носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. ...

Обучение и сертификация
Чтобы пройти обучение, танцевальный терапевт должен иметь опыт в танце и других искусствах, и получить первоначальное психологическое образование. Профессиональный танцтерапевт должен окончить полный курс. Квалифицированный танцтерапевт должен закончить школу. Сертифицированную ADTA, или иметь степень магистра танца или психологии и про ...