Метод наблюдения в специальной психологии. Общая характеристика метода наблюдения и его виды

Психологическая информация » Специальная психология » Метод наблюдения в специальной психологии. Общая характеристика метода наблюдения и его виды

Наблюдение имеет много различных вариантов, которые в совокупности позволяют собрать достоверную информацию о детях с нарушениями развития. Всякое наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану. Прежде всего надо поставить цель наблюдения, ответить на вопросы, для чего осуществляется наблюдение и какие результаты планируется получить. Затем составляется план наблюдения, куда вносится единицы наблюдения (единицы поведения, за которыми будем наблюдать), способ и форма описания наблюдаемого явления. Единицы наблюдения могут отличаться по величине и сложности выделенного фрагмента поведения (нпр, наблюдая за поведением ребенка вообще, исследователь делит его на ряд единиц: моторика, речь, общение, эмоции и т.д. если же предметом наблюдения является только речь ребенка, то единицы будут проще: содержание речи, ее направленность, продолжительность, экспрессивность и т.п.).

Способ и форма описания наблюдения: в виде сплошного протокола (обычная форма записи без рубликаций), в виде дневника (тетрадь с пронумерованными страницами и большими полями для обработки записей).

Виды наблюдения:

По времени:

• хронологические (проводятся в течении длительного времени – нескольких лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта);

• периодические (проводятся в течении определенных, точно заданных промежутков времени);

• единичные или однократные (в виде отдельного случая).

В зависимости от позиции наблюдателя:

• скрытое (напр., через стекло Гезела) или открытое;

• включенное (исследователь является членом группы) или стороннее (наблюдение со стороны).

В работе с детьми, имеющим нарушения развития предпочтение отдается хронологическим наблюдениям (позволяющим оценить динамику развития), как правило, скрытому наблюдению (поскольку дети с легкостью отвлекаются на исследователя, тем самым нарушая процесс).

Строение характера
Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют обществен ...

Формирование волевых качеств, мотивов поведения у слабовидящих дошкольников раннего возраста
Формирование волевых качеств слабовидящих детей начинается с раннего возраста под воздействием взрослого воспитателя. Экспериментальных тифлоисихологических исследований воли практически нет. Исследовались лишь формирование структурных компонентов воли, таких как мотивация дошкольников и школьников, произвольность оперирования представл ...

Психологические подходы к изучению свойств личности в профориентации
Большое количество исследовательских работ в этой области (например, работы Гуревича, Мерлина, Климова) посвящено тому, что авторы на примере разных видов трудовой деятельности, учебной деятельности показали, что ее результат может быть одинаковым у людей с разными свойствами нервной системы. Главное от чего зависит результат это то, н ...