Метод наблюдения в специальной психологии. Общая характеристика метода наблюдения и его виды

Психологическая информация » Специальная психология » Метод наблюдения в специальной психологии. Общая характеристика метода наблюдения и его виды

Наблюдение имеет много различных вариантов, которые в совокупности позволяют собрать достоверную информацию о детях с нарушениями развития. Всякое наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану. Прежде всего надо поставить цель наблюдения, ответить на вопросы, для чего осуществляется наблюдение и какие результаты планируется получить. Затем составляется план наблюдения, куда вносится единицы наблюдения (единицы поведения, за которыми будем наблюдать), способ и форма описания наблюдаемого явления. Единицы наблюдения могут отличаться по величине и сложности выделенного фрагмента поведения (нпр, наблюдая за поведением ребенка вообще, исследователь делит его на ряд единиц: моторика, речь, общение, эмоции и т.д. если же предметом наблюдения является только речь ребенка, то единицы будут проще: содержание речи, ее направленность, продолжительность, экспрессивность и т.п.).

Способ и форма описания наблюдения: в виде сплошного протокола (обычная форма записи без рубликаций), в виде дневника (тетрадь с пронумерованными страницами и большими полями для обработки записей).

Виды наблюдения:

По времени:

• хронологические (проводятся в течении длительного времени – нескольких лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта);

• периодические (проводятся в течении определенных, точно заданных промежутков времени);

• единичные или однократные (в виде отдельного случая).

В зависимости от позиции наблюдателя:

• скрытое (напр., через стекло Гезела) или открытое;

• включенное (исследователь является членом группы) или стороннее (наблюдение со стороны).

В работе с детьми, имеющим нарушения развития предпочтение отдается хронологическим наблюдениям (позволяющим оценить динамику развития), как правило, скрытому наблюдению (поскольку дети с легкостью отвлекаются на исследователя, тем самым нарушая процесс).

Тифлопсихология. Психология детей с нарушениями зрения
Развитие словаря у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения Особенности развития словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Развитие словарного запаса—это увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предм ...

Фактор Q4 “Расслабленность – напряженность”
При низких оценках человеку свойственна расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость. Высокая оценка свидетельствует о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличие возбуждения и беспокойство. Состояние фрустрации, в которой человек находится, представляет собо ...

Посредничество на переговорах как эффективный способ разрешения конфликта
В процедуре посредничества задействуется независимая нейтральная третья сторона, посредник, который содействует в переговорах между сторонами в неформальной обстановке и помогает им найти приемлемое соглашение и достигнуть его. Это - добровольный процесс, который контролируется самими сторонами. В свою очередь, посредник не принимает н ...