Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Психологическая информация » Специальная психология » Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Своеобразие развития зрительного образа у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Изучение психологии становления зрительного образа у детей с нарушенным зрением показывает, что процесс восприятия подчиняется тем же закономерностям, но в то же время отличается своеобразием, характеризуется большей длительностью и развернутостью.

1. Общее, дифференцированное видение: а) в начале ребенок не может выделить необходимый объект из общего фона и не в состоянии охарактеризовать его в речевой форме; б) потом появляются неопределенные зрительные ощущения, дети не могут сказать ничего конкретного, они лишь констатируют изменения, происходящие в поле зрения; в) далее выделяется неопределенный объект, что выражается в графическом изображении пятна неопределенной формы и размера, которое ребенок не в состоянии описать.

2. Фаза раздельного видения: а) сначала появляются основные линии контура; б) потом появляются некоторые детали; в) происходит идентификация сходных по очертаниям предметов (похожие – непохожие); г) далее изображение распадается на отдельные фрагменты; д) потом появляется приблизительный образ.

3. Фаза узнавания, во время которой: а) происходит общее адекватное восприятие формы без уточнения деталей и б) наконец, адекватно воспринимается целостный структурированный образ.

В некоторых случаях процесс формирования зрительного образа не имеет завершение и останавливается на одной из фраз.

В результате у ребенка с нарушением зрения часто формируются искаженные, суррогатные образы и создается своя, типичная для этой категории детей, система образов, характеризующихся чрезмерной конкретностью, недостаточной обобщенностью как отдельных образов. Так и всей поступающей извне сенсорной информации.

шкалы
Х ср. подростков с высоким уровнем суицидального риска Х ср. подростков с низким уровнем суицида-льного риска Т- критерий Стьюдента р (уровень значимости) 1 Демонстративность 2,27 1,36 -4,82 0,001 2 Аффективность 2,47 1,47 -5,12 0,001 3 Уникальность 1,44 2,55 4,93 0, ...

Черты характера.
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это ви ...

Научно-теоретические основы изучения памяти у дошкольников с ЗПР. Память и её разновидности
Важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности – это память. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сце ...