Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Психологическая информация » Специальная психология » Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Своеобразие развития зрительного образа у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Изучение психологии становления зрительного образа у детей с нарушенным зрением показывает, что процесс восприятия подчиняется тем же закономерностям, но в то же время отличается своеобразием, характеризуется большей длительностью и развернутостью.

1. Общее, дифференцированное видение: а) в начале ребенок не может выделить необходимый объект из общего фона и не в состоянии охарактеризовать его в речевой форме; б) потом появляются неопределенные зрительные ощущения, дети не могут сказать ничего конкретного, они лишь констатируют изменения, происходящие в поле зрения; в) далее выделяется неопределенный объект, что выражается в графическом изображении пятна неопределенной формы и размера, которое ребенок не в состоянии описать.

2. Фаза раздельного видения: а) сначала появляются основные линии контура; б) потом появляются некоторые детали; в) происходит идентификация сходных по очертаниям предметов (похожие – непохожие); г) далее изображение распадается на отдельные фрагменты; д) потом появляется приблизительный образ.

3. Фаза узнавания, во время которой: а) происходит общее адекватное восприятие формы без уточнения деталей и б) наконец, адекватно воспринимается целостный структурированный образ.

В некоторых случаях процесс формирования зрительного образа не имеет завершение и останавливается на одной из фраз.

В результате у ребенка с нарушением зрения часто формируются искаженные, суррогатные образы и создается своя, типичная для этой категории детей, система образов, характеризующихся чрезмерной конкретностью, недостаточной обобщенностью как отдельных образов. Так и всей поступающей извне сенсорной информации.

Формирование мышления у слабовидящих и слепых дошкольников
Отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей дошкольного возраста операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления. Для слепых и слабовидящих ...

Нарушения пищевого поведения
Пища является самым доступным объектом злоупотребления. Систематическое переедание или, напротив, навязчивое стремление к похуданию, вычурная избирательность в еде, изнурительная борьба с «лишним весом», увлечение все новыми и новыми диетами – эти и другие формы пищевого поведения весьма распространены в наше время [16]. Пищевая аддикц ...

Педагогические рекомендации.
Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей психического развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно мотивированную структуру. Страхи, возникающие в результате психологического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения н ...