Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Психологическая информация » Специальная психология » Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Своеобразие развития зрительного образа у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Изучение психологии становления зрительного образа у детей с нарушенным зрением показывает, что процесс восприятия подчиняется тем же закономерностям, но в то же время отличается своеобразием, характеризуется большей длительностью и развернутостью.

1. Общее, дифференцированное видение: а) в начале ребенок не может выделить необходимый объект из общего фона и не в состоянии охарактеризовать его в речевой форме; б) потом появляются неопределенные зрительные ощущения, дети не могут сказать ничего конкретного, они лишь констатируют изменения, происходящие в поле зрения; в) далее выделяется неопределенный объект, что выражается в графическом изображении пятна неопределенной формы и размера, которое ребенок не в состоянии описать.

2. Фаза раздельного видения: а) сначала появляются основные линии контура; б) потом появляются некоторые детали; в) происходит идентификация сходных по очертаниям предметов (похожие – непохожие); г) далее изображение распадается на отдельные фрагменты; д) потом появляется приблизительный образ.

3. Фаза узнавания, во время которой: а) происходит общее адекватное восприятие формы без уточнения деталей и б) наконец, адекватно воспринимается целостный структурированный образ.

В некоторых случаях процесс формирования зрительного образа не имеет завершение и останавливается на одной из фраз.

В результате у ребенка с нарушением зрения часто формируются искаженные, суррогатные образы и создается своя, типичная для этой категории детей, система образов, характеризующихся чрезмерной конкретностью, недостаточной обобщенностью как отдельных образов. Так и всей поступающей извне сенсорной информации.

Психология юридического труда
Профессиональная деятельность юристов представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо для разработки так называемых профессиограмм труда юриста и будет полезным для лиц, стремящихся получить юридическое образование, овладеть определе ...

Особенности личностных типов
Практически любая из известных личностных типологий включает и такие особенности личностных типов, которые проявляются в общении. Так, люди отличаются друг от друга по силе реагирования на окружающие воздействия, в том числе и на обращения к ним других людей, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такие п ...

Методы педагогической психологии
В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опросы, эксперимент и другие, но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения ...