Психология детей с ЗПР

Особенности психологического развития детей с ЗПР (задержкой психического развития). Формы ЗПР (М.С. Певзнер, Т.А. Власова).

Основные формы задержки психического развития.

Исследования М. С. Певзнер и Т. А. Власовой позволили выделить две основные формы ЗПР:

1) ЗПР, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

2) задержку (возникшую на ранних этапах жизни ребенка), обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями (повышенная утомляемость, быстрое нарастание усталости, что способствует нарушению темпа интеллектуальной деятельности).

ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических состояниях, когда необходимы не только длительная психокоррекционная работа, но и лечебные мероприятия.

Основные варианты задержки психического развития (К.С. Лебединская).

Характеристика основных вариантов ЗПР: конституционального происхождения, соматогенного, психогенного, церебрально-органического генеза

Исходя из этиологического принципа, было выделено 4 основных варианта ЗПР (Лебединская К. С., 1969 ):

1) ЗПР конституционального происхождения (гармонический, психический, психофизический инфантилизм). У таких детей инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста.

2) ЗПР соматогенного происхождения (эмоциональная незрелость, которая обусловлена длительными хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы, в первую очередь, сердца).

3) ЗПР психогенного происхождения (связана с неблагоприятными условиями воспитания, социальный генез этой аномалии не исключает патологического характера – патохарактерологические развития личности в условиях гипоопеки и т.п.)

4) ЗПР церебрально – органического генеза (причины, сходные с причинами олигофрении – патология беременности и родов, интоксикации, травмы нервной системы. Это сходство определяется органическими поражениями ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Необходимы срочные психолого – педагогические коррекционные мероприятия. Характеризуется не только особенностями эмоционально – волевой незрелости, но и спецификой нарушения познавательной деятельности).

Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:1. Психическое здоровье – это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде.2. Социально- психологическими детерминантами, влияющими на состояние психического здоровья детей, являются:- дисгармония семейных отнош ...

Классификация характеров.
В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их на типы. Основания для типизации, как правило вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей раздеть людей на группы по преобладающим качествам. Так сходные характеры могут наблюдаться у людей им ...

Особенности межличностных отношении подростков
Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью. ...