Психология детей с ЗПР

Особенности психологического развития детей с ЗПР (задержкой психического развития). Формы ЗПР (М.С. Певзнер, Т.А. Власова).

Основные формы задержки психического развития.

Исследования М. С. Певзнер и Т. А. Власовой позволили выделить две основные формы ЗПР:

1) ЗПР, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

2) задержку (возникшую на ранних этапах жизни ребенка), обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями (повышенная утомляемость, быстрое нарастание усталости, что способствует нарушению темпа интеллектуальной деятельности).

ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических состояниях, когда необходимы не только длительная психокоррекционная работа, но и лечебные мероприятия.

Основные варианты задержки психического развития (К.С. Лебединская).

Характеристика основных вариантов ЗПР: конституционального происхождения, соматогенного, психогенного, церебрально-органического генеза

Исходя из этиологического принципа, было выделено 4 основных варианта ЗПР (Лебединская К. С., 1969 ):

1) ЗПР конституционального происхождения (гармонический, психический, психофизический инфантилизм). У таких детей инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста.

2) ЗПР соматогенного происхождения (эмоциональная незрелость, которая обусловлена длительными хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы, в первую очередь, сердца).

3) ЗПР психогенного происхождения (связана с неблагоприятными условиями воспитания, социальный генез этой аномалии не исключает патологического характера – патохарактерологические развития личности в условиях гипоопеки и т.п.)

4) ЗПР церебрально – органического генеза (причины, сходные с причинами олигофрении – патология беременности и родов, интоксикации, травмы нервной системы. Это сходство определяется органическими поражениями ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Необходимы срочные психолого – педагогические коррекционные мероприятия. Характеризуется не только особенностями эмоционально – волевой незрелости, но и спецификой нарушения познавательной деятельности).

Выявление уровня развития речи детей раннего возраста и стиля общения педагога
Результаты проведенного исследования стиля взаимодействия воспитателей групп раннего возраста Светланы Анатольевны и Ксении Сергеевны по методике В.Л. Симонова целесообразно представить в виде таблицы 1: Таблица 1. Результаты исследования стиля педагогического общения Ф. И.О. воспитателя Авторитарный стиль Демократический с ...

Усиление – Возрастание
Девятая группа символов включает символы усиления или возрастания. Надличные переживания можно рассматривать как усиление жизни сознания, повышение ее напряженности или психологического "вольтажа" по сравнению с тем, которым живет средний человек. Такое возрастание также имеет две стадии или ступени. На первой происходит усил ...

Психологический аспект бесплодия
Женское бесплодие – это неспособность женщины к зачатию в репродуктивном возрасте. Принято различать следующие причины женского бесплодия: расстройство овуляции; трубные факторы; различные гинекологические заболевания; имммунологические причины (Сметник В.П., Тумилович Л.Г., 1995). Выделение этих основных групп не всегда может объясни ...