Психология детей с ЗПР

Особенности психологического развития детей с ЗПР (задержкой психического развития). Формы ЗПР (М.С. Певзнер, Т.А. Власова).

Основные формы задержки психического развития.

Исследования М. С. Певзнер и Т. А. Власовой позволили выделить две основные формы ЗПР:

1) ЗПР, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

2) задержку (возникшую на ранних этапах жизни ребенка), обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями (повышенная утомляемость, быстрое нарастание усталости, что способствует нарушению темпа интеллектуальной деятельности).

ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических состояниях, когда необходимы не только длительная психокоррекционная работа, но и лечебные мероприятия.

Основные варианты задержки психического развития (К.С. Лебединская).

Характеристика основных вариантов ЗПР: конституционального происхождения, соматогенного, психогенного, церебрально-органического генеза

Исходя из этиологического принципа, было выделено 4 основных варианта ЗПР (Лебединская К. С., 1969 ):

1) ЗПР конституционального происхождения (гармонический, психический, психофизический инфантилизм). У таких детей инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста.

2) ЗПР соматогенного происхождения (эмоциональная незрелость, которая обусловлена длительными хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы, в первую очередь, сердца).

3) ЗПР психогенного происхождения (связана с неблагоприятными условиями воспитания, социальный генез этой аномалии не исключает патологического характера – патохарактерологические развития личности в условиях гипоопеки и т.п.)

4) ЗПР церебрально – органического генеза (причины, сходные с причинами олигофрении – патология беременности и родов, интоксикации, травмы нервной системы. Это сходство определяется органическими поражениями ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Необходимы срочные психолого – педагогические коррекционные мероприятия. Характеризуется не только особенностями эмоционально – волевой незрелости, но и спецификой нарушения познавательной деятельности).

Черты характера.
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это ви ...

Заключение.
В заключении проведем сравнение ориентировочных (прогно­стических) данных о возможной пригодности к выоокоответственным видам работы с полученными данными о психической (умственной) работоспособности обследуемой. На основании проведенных тестов с высокой степенью вероятности можно сделать следующий вывод: Долгова Галина Викторовна имее ...

Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии
А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций ...