Научно-теоретические основы изучения памяти у дошкольников с ЗПР. Память и её разновидности
Страница 1

Психологическая информация » Особенности состояния и изучении памяти у дошкольников с задержкой психического развития » Научно-теоретические основы изучения памяти у дошкольников с ЗПР. Память и её разновидности

Важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности – это память. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы вечно в положении новорожденного.

Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логическим. Среди нарушений кратковременной памяти — повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга); быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

Память определяют в психологии, как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Известный психолог А.Р. Лурия утверждает, что каждое наше переживание, впечатление или движение оставляет известный след, который сохраняется на достаточно продолжительное время и при соответствующих условиях проявляется вновь и становится предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли [28].

По мнению известного психолога С.Л. Рубинштейна, без памяти мы могли бы существовать мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом [42].

Таким образом – память это понятие многозначное и значение памяти очень велико для нормального функционирования личности. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретением знаний, формирования умений и навыков. Память есть у всех живых существ ,но наиболее высокого уровня развития она достигла у человека. Как утверждает Р.С. Немов, у человека выделяют 3 вида памяти, которые наиболее продуктивны, чем у животных:

1) Произвольная – связанная с волевым контролем запоминания.

2) Логическая – связанная с употреблением логики.

3) Опосредствованная – вязанная с использованием различных средств запоминания.

Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых сейчас находится.[32].

Виды памяти

Р.С. Немов приводит несколько оснований для классификации человеческой памяти:

I деление памяти по времени сохранения материала:

- мгновенная;

- кратковременная;

- оперативная;

- долговременная;

- генетическая.

II деление памяти по преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:

- двигательная;

- образная (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная);

- эмоциональная;

- словесно-логическая.

III деление памяти по характеру участи воли в процессах запоминания:

- непроизвольная;

- произвольная.

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные виды памяти.

Мгновенная память по определению Р.С. Немова, это память – образ, она связана с непосредственным отражением информации только что воспринятой органами чувств без какой-либо переработки полученной информации. Ее длительность 0,1- 0,5 секунд. Кратковременная память обеспечивает сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают. Длительность удержания мнемических следов составляет примерно 20 секунд (без повторений). Из мгновенной в кратковременную память попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание [32].

Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведение этой памятью определяется задачей, которая поставлена перед человеком и рассчитан только на решение данной задачи. Долговременная память, по мнению Р.С. Немова, способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретенных человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности. Знания эти хранятся в обобщенном и систематизированном виде. [32].

Страницы: 1 2

Метод наблюдения
Первый по своему рождению и простоте является метод наблюдения. Исследовательская активность при этом методе минимальна. Именно активность исследовательская минимальна, несмотря на это активность сама по себе может быть высокой. Итак, первый метод – простое наблюдение. Наблюдение – метод исследования, состоящий в преднамеренной, система ...

Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению
В условиях дефицита времени люди вынуждены во все большей мере восполнять недостаток сведений и знаний о другом человеке той информацией, которую дает им о нем первое впечатление. Действительно, жизненный опыт позволяет человеку во многом без серьезных ошибок, а нередко и достаточно точно судить о другом человеке даже при первом знакомс ...

Экспериментальный материал
1. Делать выписки, вырезки из различных текстов, собирать, группировать их по определенному признаку. 2. Выполнять практические задания на лабораторных занятиях по физике (составлять и собирать схемы, устранять неисправности, разбираться в причинах действия приборов и т.п.) 3. Длительное время ухаживать за растениями (более года полив ...