Научно-теоретические основы изучения памяти у дошкольников с ЗПР. Память и её разновидностиСтраница 2
Благодаря генетической памяти, организм передает от поколения к поколению свои наследственные признаки. Как пишут Н. Николов, Л.Д. Столяренко и Р. Нешев, генетическая память у человека – единственная на которую нельзя оказывать влияние через обучение и воспитание. [47].
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведения различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков. А.В. Петровский подчеркивает важность значения двигательной памяти в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, так же как и навыков ходьбы, письма и т.д. [37]. Признаком хорошей двигательной памяти, является физическая ловкость и сноровка.
Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти является зрительная, слуховая, осязательная и обонятельная память. В наибольшей степени у всех людей проявляется слуховая и зрительная память. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая – с запоминанием и воспроизведением разнообразных звуков. Роль осязательной, обонятельной и вкусовой памяти в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностью связанных с безопасностью и самосохранением организма.
Эмоциональная память – память на чувства, переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала – то, что вызывает эмоциональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный период. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей и понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Одной из важнейших характеристик этой памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая воспринята (дословно) и может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в условии знаний учащимися в процессе учения.
Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. [37].
В произвольной памяти процессы запоминания и воспроизведения А.В. Петровский характеризует как специальные мнемические действия, то есть человек ставит перед собой цель, что-то запомнить или воспроизвести, направляет свою активность на достижение цели [37].
Непроизвольное запоминание готовит почву для произвольного. А в дальнейшем вступает с ним в сложные связи, которые по убеждению П.И. Зинченко, составляют основное содержание развития памяти. [17].
Все типы памяти находятся в тесно взаимосвязи. Без кратковременной памяти невозможно функционирование оперативной и долговременной. Работа словесно-логической памяти без определенно сложившейся системы образов-представлений зрительного, слухового, осязательного характера.
Патологическое формирование личности: психопатии
Понятие и этиология психопатий.
Психопатия (от греч. – душа, болезнь)- психическое заболевание (патология характера), развивающееся с раннего возраста и характеризующееся дисгармонией в волевой и эмоциональной сферах.
Этиология психопатий связывается либо с генетическими, наследственными факторами, либо экзогенными воздействиями, дейс ...
Место специальной психологии в системе наук
Являясь составляющей научного знания, специальная психология тесно
взаимодействует с рядом смежных научных областей и использует их данные при разработке теории и практической реализации.
Философскую и нравственно – этическую основу специальной психологии составляет аксиологическая концепция, базирующаяся на идее гуманизма, самоценнос ...
Значение семьи в процессе духовно-нравственного воспитания самых маленьких
Рождение человека – одно из самых удивительных явлений природы. Всего за пятьдесят дней человеческий зародыш успевает пройти те основные этапы, на которые природа потратила более полумиллиарда лет. За этот период из одной единственной клетки образуется организм. К моменту рождения в мозгу ребенка насчитывается пятнадцать миллиардов нерв ...