Особенности невербальной коммуникации у детей с аутизмом

Психологическая информация » Специальная психология » Особенности невербальной коммуникации у детей с аутизмом

Использование жестов, мимической экспрессии, движений тела у детей с аутизмом.

Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей за наблюдения над здоровыми младенцами обнаруживают связь между специфическими движениями рук, направлением взора, вокализацией и лицевой экспрессией. Многие исследователи раннего возраста указывают на то, что внутри "потока" мануальной активности можно выделить дискретные единицы, например, махание, растопыривание пальцев, хватание, а также положение кисти, аналогичное указательному жесту и др. Подобная мануальная активность появляется задолго до того, как аналогичные движения будут использоваться ребенком с целью общения. Тем не менее уже в возрасте 9-15 недель активность рук в определенной последовательности связана с другими поведенческими паттернами. Например: указательная поза до или после вокализации при взаимодействии лицо в лицо с матерью, сжимание кисти во время вокализации, растопыривание пальцев - в те моменты, когда младенец отводит взгляд от ее лица. Интересно, что для некоторых мануальных актов характерны право-левые различия. Появление таких двигательных актов на ранних этапах развития, по-видимому, необходимо для того, чтобы в более позднем возрасте те же самые паттерны были реорганизованы и могли быть использованы для обслуживания специфических функций как инструментальных, так и экспрессивных. Действительно, результаты экспериментальных исследований здоровых детей показывают связь развития жестов с уровнем развития речи.

Очевидно, что в тех случаях, когда отсутствует гуление и ограничены возможности глазного контакта, что характерно для аутизма, этот подготовительный этап будет протекать аномально, а это не может не сказаться на развитии целого рядя психических функций. Действительно, в более старшем возрасте обнаруживаются явные трудности невербальной коммуникации а именно: использование жестов, мимической экспрессии, движений тела. Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет.

Таким образом, уже на ранних этапах развития у детей с аутизмом имеют место признаки искажения специфических врожденных поведенческих паттернов, характерных для нормальных детей.