Принципы работы тренинговой группы
Страница 1

Среди принципов организации социально-психологического тренинга в этом разделе назовем лишь основные, так как в специализированных тренингах используются дополнительные принципы и правила.

1. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу. В случае доминирования одного или нескольких из них общение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоречит самой природе тренинга.

2. Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. Для этого должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников говорить другим о них самих и слушать мнение о себе. Такая преднамеренная обратная связь, осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

3. Принцип самодиагностики, помогающий самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных Личностно значимых проблем В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие человеку познать себя, особенности своей личности. Необходимо помочь каждому члену группы увидеть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие определенного решения и его осуществление. Чаше этому помогает не вербальный (словесный) способ общения, а практические действия. Этим тренинг отличается от обычных учебных занятий.

4. Принцип оптимизации развития. От ведущего требуется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом, но и активное вмешательство в происходящее с целью оптимизации условий, необходимых для их развития. Используя специальные упражнения, ведущий должен стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.

5. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, учащиеся искренне переживают Происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становиться более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы в момент обсуждения событий Главная форма такой деятельности — групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

6. Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Подросток должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своего характера в ходе работы Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят, и не следует этого требовать

7. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию ее членов, если она закрыта, т.е. в ней постоянный состав и нет притока новых людей.

Чрезвычайно важным является вопрос о принципах формирования группы. Принято считать, что наиболее оптимальный возрастной период для участия в работе — от 16 до 40 лет. Можно включать и подростков в ее состав, но только в том случае, если у ведущего есть возможность постоянного послетренингового сопровождения и контакта с участниками с целью коррекции их поведения или оказания психологической поддержки в случае необходимости. Педагог, работающий в школе в качестве практического психолога, как правило, имеет такую реальную возможность. Отметим принцип гетерогенности, т.е. объединение в группу людей, различающихся по полу, степени знакомства, если же тренинг проводится за пределами школы, то по возрасту и профессиям.

Страницы: 1 2

Заключение.
Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анотомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности ...

Отношение к детям
С точки зрения Э.Фромма отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь "требовательная", условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь, в отличие от материнской, не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Ребенку надо очень постараться, ведь он должен соответствовать каки ...

Личность и ее конструктивные особенности. Методы изучения свойств личности в психологии. Основные компоненты личности
Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры. Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое "Я". ...