Личностные характеристики социального работника

Исследователи (Ш. Рамон, И. Зимняя, Т. Шевеленкова и др.) выделяют три базисных компонента профессиональной деятельности личности в социальной работе:

· личностные качества;

· компетентность, включающая профессиональные знания, умения и качества;

· коммуникативные умения, способности.

Важнейшей характеристикой личности специалиста является его гуманистический потенциал – ориентация на человека как на высшую ценность, как «меру всех вещей».

Второй важной особенностью личности следует считать положительное самоотношение, высокую положительную самооценку (высокую степень приятия себя), а также позитивное ожидаемое отношение со стороны партнера по личностному взаимодействию.

Третья необходимая личностная черта – высокая степень адаптированности. Адаптированность в данном случае проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека, умение контролировать свое поведение (эмоциональное, речевое и т.д.) в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения, способность отстаивать свои убеждения, не идти “на поводу” у партнеров по общению, малая степень внушаемости, конформности, способность создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуациях межличностного общения.

Специфика профессиональной деятельности в области социальной работы такова, что в основе этой деятельности должна быть потребность помочь людям, облегчить их существование, поддержать чувство собственного достоинства человека и развивать его личную и социальную ответственность.

Проблемное поле социальной работы огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального работника конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида, а также профессионального багажа специалиста.

В своей практике специалист социальной работы выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он – посредник в контексте: «человек – семья – общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине.

Одновременно работник социальной сферы – защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи.

Также, социальный работник должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме.

Учитывая необходимые личностные качества специалиста, предъявляемые требования к знаниям и умениям профессиональной деятельности социального работника прослеживается значимость процесса самообразования и самовоспитания. Так как в социальной политике государства, направленной на социальную защиту и поддержку слабо защищенных слоев населения проводится ряд мер. В данных мероприятиях проводиться рассмотрение и принятие новых законопроектов, новых форм и методов работы. Что позволяет говорить о необходимости повышения профессионального мастерства специалиста по социальной работе.

Практическое исследование проявления агрессии. Методы исследования агрессивного поведения
Нынче лишь недавно сделали агрессию объектом эмпирического изучения. Попытка научно исследовать агрессию порождает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно. Поэтому во многих случаях применяются сравнительно «безопасные» методы исследования, такие как опросы и наблюдения. Изобретательные исследователи разрабатывают такж ...

Исследование особенностей личности дошкольника методом беседы
Инструкция: Проведите беседу с ребенком, используя вопросник. Вопросник для выявления некоторых особенностей личности дошкольника (прямые и косвенные вопросы) Фамилия, имя ребенка _ Возраст _ Дата проведения беседы « » 200 года 1. Желания и их направленность 1. Что тебе больше всего хочется (самое сильное желание)? 2. Если бы т ...

Признаки суицидальных намерений
Около 80% людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях другим людям, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы. Это обычно происходит в форме разговора о суициде или сообщений о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении или упоминаний о суициде в картинах ...