Профессионально-личностное развитие социального работника
Страница 1

Профессионально обусловленные качества являются необходимым условием для эффективной деятельности. Но не менее важны направленность личности, ее мировоззрение, потребности, интересы, культура.

Существенно влияют на личностные и профессиональные качества специалиста пространство социальных отношений в обществе.

Можно выделить в характеристике личности социального работника как субъекта деятельности, следующие концептуальные основы:

· Личность социального работника есть субъект профессиональной деятельности, включенный в конкретные социокультурные условия.

· Личность социального работника – это профессионализированный индивид, осуществляющий свою профессиональную деятельность в системе «человек – человек».

· Личность социального работника есть целостность, но не замкнутая в себе, а находящая выход в профессиональной деятельности. Целостность личности можно представить как единство природного и результатов социализации и персонализации; единство социального, нравственного, психологического, общекультурного, профессионального; нерасторжимость профессионально обусловленных качеств личности с деятельностью.

· Личность социального работника формируется, развивается, самосовершенствуется в профессиональной деятельности, и как активный субъект этой деятельности она изменяет себя и деятельность.

Рассмотреть ступени формирования и развития личности социального работника как профессионала можно на примере представленной модели профессионально- личностного развития (рис 1.)

Личность

Деятельность

Готовность к профессиональной деятельности

Базовые основания личности

Готовность к развитию и саморазвитию

Нравственно -психологическая готовность

Содержательно- информационная готовность

Операционно - деятельностная готовность

Профессионально- ценностные ориентации

Профессиональное сознание и самосознание

Профессионально – обусловленные качества личности

Самопознание и самопроектирование

самоуправление

самокоррекция

Рис. 1. Модель профессионально- личностного развития социального работника

В непрерывном развитии качеств личности и деятельности, в их взаимодействии и возникает мотивационно- ценностное отношение к профессии, формируется профессионально- ценностная ориентация, которая способствует дальнейшему развитию и саморазвитию.

Именно профессионально- ценностная ориентация является основанием деятельности. Но ее роль значительно шире: она проясняет сам смысл социальной работы, определяет ее характер и желаемый (прогнозируемый) результат. Позитивная ценностная ориентация на другого человека как личностно- профессиональное основание социального работника базируется и развивается в характеристике «Я- концепции», «Я – образа». Решающую роль в развитии человека имеют его представления о себе – «Я – концепция», центральным звеном которой является «самоценность». Осознание себя принятие собственной «самости» - предпосылка к более полному и адекватному восприятию других людей, и наоборот принятие личности другими людьми обычно повышает уровень ее собственной самооценки. Эта концептуальная идея отражает и методологическую позицию качеств социального работника, а также дает основание для подтверждения правильности индивидуально-творческого, акмеологического подходов в профессиональном и личном развитии, саморазвитии специалиста социальной работы.

Страницы: 1 2

РДА как специфический тип психического дизонтогенеза
РДА как психический дизонтогенез искажённого типа. Одним из вариантов психического дизонтогенеза (недоразвитие, задержанное развитие, повреждённое развитие, дефицитарное развитие, дисгармоническое развитие) является искажённое развитие (по В.В. Лебединскому). При искажённом развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, з ...

Выявление уровня социальной адаптации подростков к условиям воспитательной колонии
Далее было проведено анкетирование на выявление уровня адаптации подростков к условиям воспитательной колонии. Методика № 3 - Диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда Воспитанникам был предложен личностный опросник (см. Приложение 3), который предназначен для изучения особенностей социально-психологиче ...

Социально - психологические особенности детей сирот
Психологическое и социальное развитие детей-сирот. В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отлич ...