Профессионально-диагностический опросник (ПДО)
Страница 1

Психологическая информация » Профориентационные методики » Профессионально-диагностический опросник (ПДО)

Данный опросник разработан на основе дифференциально-диагностического опросника (ДДО) проф. Е. А. Климова. Так же как и в ДДО, в каждом вопросе “Что бы Вы предпочли из двух возможностей?” представлены попарно сгруппированные виды деятельности N (А) и N (Б), где N – номер вопроса. В отличие от ДДО в этом опроснике предлагаемые виды деятельности взяты в равном количестве по всем (трем) целям труда, в то время как в ДДО значительно преобладают виды деятельности, относящиеся к преобразующей цели труда (29 из 40).

Каждый раз альтернативное утверждение, объединяющее виды деятельности, относящиеся к каким либо двум предметам труда, представлено тремя вопросами, каждый из которых объединяет виды деятельности, относящиеся к одной из целей труда. А выявление разброса интересов по пяти предметам труда происходит на трех уровнях, соответствующим трем целям труда. В листе ответов записаны коды видов деятельности – номера вопросов с индексами А и Б. В каждом из пяти столбцов представлены коды, относящиеся к одному из пяти предметов труда:

Первый столбец – предмет труда типа профессий “человек – природа” ;

Второй столбец – предмет труда типа профессий “человек – техника”;

Третий столбец – предмет труда типа профессий “человек – человек”;

Четвертый столбец – предмет труда типа профессий “человек – знаковая система”;

Пятый столбец – предмет труда типа профессий “человек – художественный образ”.

Коды видов деятельности под одним номером находятся в одной строке листа ответов.

Опросник ПДО заполняется по следующей схеме: отвечая на вопрос “Что бы Вы предпочли из двух возможностей?”, необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (А) по отношению к (Б), либо виду деятельности (Б) по отношению к (А). В результате суммирования плюсов по столбцам листа ответов имеем пятикомпонентный вектор разброса интересов по предмету труда. В=(В,В,В,В,В). Заметим, что при описанной схеме заполнение листа ответов сумма компонентов вектора В всегда должна быть равна 30, то есть В+В+В+В+В=30.

Будем считать, что предмет труда выбран испытуемым, если на этот предмет труда пришлось 30% или более 30% интереса, распределенного по пяти предметам труда. Это утверждение вытекает из опытной апробации опросника, то есть каждое из 5 чисел вектора В (компонент вектора В) нужно сравнить с числом Х=0,3*30=9. Если В больше 9, то соответствующий предмет труда К выбран испытуемым, если В меньше 9, предмет труда не выбран.

Профессионально-диагностический опросник (на основе ДДО)

Что бы Вы предпочли из двух возможностей:

1-й столбец (А)

2-й столбец (Б)

1 Изучать жизнь мира природы, наблюдать за ростом и развитием живых организмов

или

Устанавливать неисправности машин и механизмов

2 Разводить растения, домашних животных

Или

Обслуживать машины, технику, приборы (следить, регулировать)

3 Выводить новые сорта растений, породы животных

Или

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, продукты питания)

4 Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

или

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

5 Организовывать культпоходы сверстников в театры, в музеи, экскурсии, турпоходы

Или

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

6 Моделировать новые, значимые для личности качества, анализировать их значение

Или

Работать над созданием новых математических теорий

7 Проводить физико-химический анализ материалов

или

Уметь разбираться в людях, определять их положительные и отрицательные качества

8 Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

Или

Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

9 Проводить изыскания полезных ископаемых тип

Или

Создавать в воображении тип предполагаемого героя-современника

10 Контролировать качество выпускаемой машиностроительной продукции

или

Искать, исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

11 Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

Или

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

12 Изобретать новые марки легковых автомобилей

Или

Разрабатывать новые алгоритмические языки для ЭВМ

13 Следить за качеством книжных иллюстраций, плаката, художественных открыток

или

Следить за состоянием, развитием растений

14 Ухаживать за животными, лечить их

Или

Играть на сцене, принимать участие в концертах

15 Выводить новые породы кроликов

Или

Писать стихи

16 Следить за исправной работой радиоаппаратуры

или

Вести следствие по уголовному делу

17 Обслуживать, налаживать медицинские приборы

Или

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

18 Изобретать новые приспособления для обработки материалов

Или

Разрабатывать новую систему воспитания молодого поколения

19 Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах

или

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

20 Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Или

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

21 Описывать языком математики явления окружающего мира

Или

Передавать свое восприятие окружающего мира языком кино

22 Уметь давать точные характеристики людям

или

Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

23 Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

Или

Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

24 Разрабатывать структуру личностных качеств человека будущего

Или

Писать творческие сочинения по литературе

25 Наблюдать, изучать жизнь микроорганизмов

или

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

26 Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

Или

Выполнять вычисления, расчеты

27 Вносить изменения в генетический код для совершенствования заданных свойств

Или

Разрабатывать новые искусственные языки (для общения между людьми)

28 Контролировать работу световой аппаратуры

или

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

29 Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

Или

Красить или расписывать стены помещений, поверхности изделий

30 Заниматься проектированием новых зданий

Или

Представлять в живописи своих любимых литературных героев

Страницы: 1 2

Психоаналитическая теория личности по Фрейду. Структура личности.
Ни одно направление не приобрело столь известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания. Основной пробл ...

Характеристика страхов у детей дошкольного возраста.
Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: "Откуда все взялось?", "Зачем люди живут?". В этом возрасте формируется опыт межличностны ...

Основной принцип классификации личностей
А.Ф. Лазурский (12.04.1874-12.03.1917) Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не претендующая ...