Эргатические функции и их генезис
Страница 1

В сложном социально-культурном феномене "труд" переплетается множество смежных, неоднозначных, проблемных аспектов. Тождественен ли "труд" "игре" ("игре гения") и в чем их отличие? Возможно ли выделение универсальной меры психофизиологической и психологической "цены" деятельности человека, предопределяющей ее статус как "труд"? Как оценить роль профессиональной подготовленности, таланта и одаренности человека? Творчество — это "труд"? И в каких именно стадиях весьма неоднозначного творческого процесса? Эдисон, как известно, "труд" и "озарение" в результатах гениального творца "точно" оценивал в пропорции 99 : 1, но понятно, что это — метафора, образ, намек успешного человека, первоклассного профессионала и высокопродуктивного работника на некоторые сущностные отношения, связанные с профессиональным трудом. Что привносит или изменяет вдохновение или, например, влюбленность, вера, убежденность человека в его деятельности по созданию социально ценного продукта, то есть — продукта труда?

Другая группа вопросов. Смещается с течением времени тяжесть труда от мышечной системы человека к сенсомоторике, от сенсомоторики — к когнитивным функциям. Труд с развитием общества и человека становится все менее напряженным физически, но все более напряженным интеллектуально и эмоционально для все большей части работников. Причем в такой степени, что спасительным для организма и личности человека-деятеля теперь становится специально организованная тяжелая физическая работа (например, в спортивном зале, на тренажерах), выступающая уже в качестве восстановительного средства.

Парадоксально, но трудовая активность современного человека за компьютером более похожа на игру, а его физическая активность — после работы вечером в спортивном зале или на дачном участке — по всем физиологическим признакам может соответствовать тяжелой физической работе.

Третий спектр вопросов обусловлен самим разделением труда и специализацией; следовательно, их последующей интеграцией, координацией, контролем — управлением в целом, представление о котором в течение столетия радикально изменялось.

Четвертый спектр вопросов, до сих пор сравнительно малоизученных в рамках психологии труда, — взаимодействие субъектов совместной профессиональной деятельности, характеризующихся разными индивидуально-психологическими особенностями. Очевидно, что здесь, во взаимодействии людей, можно как обрести новые мощные ресурсы, так и потерять их; получить как гармоничное сочетание взаимодействий разных личностей, так и разлад и несогласованность действий (конфликты, профессиональные заболевания, профессиональный травматизм, профессиональная деформация личности и др.).

Пятый спектр вопросов. В аспекте свободы субъекта в организации пространства своего труда одним из обстоятельно изученных в отечественной науке специфических механизмов, или психологической системой, является феномен "индивидуальный стиль деятельности" Стиль — еще одни путь качественного эмоционального, смыслового, психофизиологического преобразования содержания и процессов труда, путь использования множества внешних и внутренних ресурсов человека.

Страницы: 1 2 3 4

Теоретическое обоснование интегрированного обучения дошкольников с ЗПР в социально-педагогическом аспекте. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности – задержка психического развития (ЗПР).
В отечественной литературе распространены термины «задержка психического развития» (ЗПР), «задержка темпа психического развития» (ЗПР встречается у 5–11% младших школьников) [37]. Состояния, относящиеся к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия – «пограничной интеллектуальной недостаточности». По МКБ-10 при пограничной умс ...

Заключение (выводы)
В процессе работы над темой и гипотезой в исследовании определены следующие конструктивные особенности личности у медицинских работников. Общими для всех групп медицинских работников оказались следующие свойства личностного конструкта. Данные работники высокопрактичны, обладают конкретными знаниями, хорошо информированы. По совокупнос ...

Из истории вопроса
Началом формирования института отцовства можно считать период возникновения частной собственности, когда появилась естественная необходимость передать ее в наследование одному из сыновей. В это же время за мужчиной — хранителем традиций — закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку стереотипы родительского поведения мужчи ...