Эргатические функции и их генезисСтраница 3
Трудовые функции, переданные средству труда, существуют уже в преобразованном, "овеществленном" виде. Поэтому возникает необходимость в анализе труда прибегать к более широкому понятию — эргатические функции, которому подчинены более частные понятия: трудовая функция (человека) и функция средств труда.
Под эргатическими функциями понимается любая активность, характеризующая данную эргатическую систему (трудовую функцию или функцию средств труда).
Функции средств труда состоят в снятии ограничений и увеличении возможностей человека (группы людей) как субъекта труда в достижении целей в определенных обстоятельствах
Эргатическая система рассматривается как наиболее широкое взаимодействие субъекта и объекта труда (т. е. потенциально и реально включающая множество опосредствующих механизмов, средств, условий). Формально эргатическую систему можно представить в виде человек -машина- среда - социум - культура.
Сама эргатическая функция определяется как любое уменьшение неопределенности связей внутренних элементов системы и ее связей с внешними элементами (внешними условиями, обстоятельствами, целями и др.)
Основные эргатические функции, связанные с общественным разделением труда, следующие.
I. Функции духовного производства:
1) построение идеологии (ретроспективной и актуальной картины и прогноза бытия человека и общества);
2) построение ближайших перспектив развития общества и его институтов (рефлексия первостепенных потребностей);
3) целеполагание (построение образа желаемого будущего, необходимых объектов);
4) интеграция научных и практических знаний (способствующих достижению целей субъектов труда);
5) интеграция эмоционального опыта (рефлексия, структурирование и создание средств управления психическими состояниями человека);
6) построение смысла трудовой деятельности (рефлексия и создание условий для позитивного смысла труда).
II. Функции обеспечения упорядоченности социальных процессов:
1) построение общественных норм и правил (формирование юридических и нравственных правил, образцов поведения);
2) построение социальной коммуникации и средств воздействия на членов сообщества (создание средств и норм вербального и невербального взаимодействия субъектов труда: профессиональных языков, ритуалов и др.);
3) построение стратегических общих планов деятельности (образа деятельности человека и ее результатов);
4) построение тактических (оперативных) планов деятельности (алгоритмов действий в конкретных условиях);
5) охрана, защита эргатических систем (сохранение эргатических систем при воздействии естественно-природных факторов, техногенных и социальных).
III. Функции обслуживания жизнедеятельности и самообслуживания.
1) организация жизнеобеспечения субъектов труда (оптимизация среды жизнедеятельности);
2) построение средств стабилизации, восстановления, развития людей (организация режима работы, обучения, организация внутренних средств деятельности, лечения людей, восстановления работоспособности);
Особенности глагольной лексики у умственно отсталых дошкольников
Развитие глагольного словаря ребёнка дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Словарь умственно отсталого ребенка отличается бедностью, в нем почти полностью отсутствуют обобщающие понятия, многие дети (особенно дошкольники) неточно понимают значение даже общеупотребительных существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Осо ...
Специфические черты тренингов
Специфическими чертами тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются:
соблюдение ряда принципов групповой работы;
нацеленность на Психологическую помощь участникам групп, в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от сам ...
Теоретические аспекты влияния коммуникативного
стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Понятие и стили педагогического общения
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др. [11, 24, 30, 37]
Взрослые - хранители опыта, накопленного ...