Эргатические функции и их генезис
Страница 3

Трудовые функции, переданные средству труда, существуют уже в преобразованном, "овеществленном" виде. Поэтому возникает необходимость в анализе труда прибегать к более широкому понятию — эргатические функции, которому подчинены более частные понятия: трудовая функция (человека) и функция средств труда.

Под эргатическими функциями понимается любая активность, характеризующая данную эргатическую систему (трудовую функцию или функцию средств труда).

Функции средств труда состоят в снятии ограничений и увеличении возможностей человека (группы людей) как субъекта труда в достижении целей в определенных обстоятельствах

Эргатическая система рассматривается как наиболее широкое взаимодействие субъекта и объекта труда (т. е. потенциально и реально включающая множество опосредствующих механизмов, средств, условий). Формально эргатическую систему можно представить в виде человек -машина- среда - социум - культура.

Сама эргатическая функция определяется как любое уменьшение неопределенности связей внутренних элементов системы и ее связей с внешними элементами (внешними условиями, обстоятельствами, целями и др.)

Основные эргатические функции, связанные с общественным разделением труда, следующие.

I. Функции духовного производства:

1) построение идеологии (ретроспективной и актуальной картины и прогноза бытия человека и общества);

2) построение ближайших перспектив развития общества и его институтов (рефлексия первостепенных потребностей);

3) целеполагание (построение образа желаемого будущего, необходимых объектов);

4) интеграция научных и практических знаний (способствующих достижению целей субъектов труда);

5) интеграция эмоционального опыта (рефлексия, структурирование и создание средств управления психическими состояниями человека);

6) построение смысла трудовой деятельности (рефлексия и создание условий для позитивного смысла труда).

II. Функции обеспечения упорядоченности социальных процессов:

1) построение общественных норм и правил (формирование юридических и нравственных правил, образцов поведения);

2) построение социальной коммуникации и средств воздействия на членов сообщества (создание средств и норм вербального и невербального взаимодействия субъектов труда: профессиональных языков, ритуалов и др.);

3) построение стратегических общих планов деятельности (образа деятельности человека и ее результатов);

4) построение тактических (оперативных) планов деятельности (алгоритмов действий в конкретных условиях);

5) охрана, защита эргатических систем (сохранение эргатических систем при воздействии естественно-природных факторов, техногенных и социальных).

III. Функции обслуживания жизнедеятельности и самообслуживания.

1) организация жизнеобеспечения субъектов труда (оптимизация среды жизнедеятельности);

2) построение средств стабилизации, восстановления, развития людей (организация режима работы, обучения, организация внутренних средств деятельности, лечения людей, восстановления работоспособности);

Страницы: 1 2 3 4

Основные функции педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность реализуется в определённых педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий – перцептивных, мнемических, коммуникативных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания).Эти действия подчинены определённым целям и направлены на решение тех или иных педагогических задач, осознанно или стихийно ...

Значение семьи в процессе духовно-нравственного воспитания самых маленьких
Рождение человека – одно из самых удивительных явлений природы. Всего за пятьдесят дней человеческий зародыш успевает пройти те основные этапы, на которые природа потратила более полумиллиарда лет. За этот период из одной единственной клетки образуется организм. К моменту рождения в мозгу ребенка насчитывается пятнадцать миллиардов нерв ...

Педагогическая деятельность.
Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель… Но учитель – я употребляю это слово в самом широком Смысле - может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое изображение и освободить скрытые силы человечества. Николай Рерих. Половодье Педаг ...