Эргатические функции и их генезис
Страница 3

Трудовые функции, переданные средству труда, существуют уже в преобразованном, "овеществленном" виде. Поэтому возникает необходимость в анализе труда прибегать к более широкому понятию — эргатические функции, которому подчинены более частные понятия: трудовая функция (человека) и функция средств труда.

Под эргатическими функциями понимается любая активность, характеризующая данную эргатическую систему (трудовую функцию или функцию средств труда).

Функции средств труда состоят в снятии ограничений и увеличении возможностей человека (группы людей) как субъекта труда в достижении целей в определенных обстоятельствах

Эргатическая система рассматривается как наиболее широкое взаимодействие субъекта и объекта труда (т. е. потенциально и реально включающая множество опосредствующих механизмов, средств, условий). Формально эргатическую систему можно представить в виде человек -машина- среда - социум - культура.

Сама эргатическая функция определяется как любое уменьшение неопределенности связей внутренних элементов системы и ее связей с внешними элементами (внешними условиями, обстоятельствами, целями и др.)

Основные эргатические функции, связанные с общественным разделением труда, следующие.

I. Функции духовного производства:

1) построение идеологии (ретроспективной и актуальной картины и прогноза бытия человека и общества);

2) построение ближайших перспектив развития общества и его институтов (рефлексия первостепенных потребностей);

3) целеполагание (построение образа желаемого будущего, необходимых объектов);

4) интеграция научных и практических знаний (способствующих достижению целей субъектов труда);

5) интеграция эмоционального опыта (рефлексия, структурирование и создание средств управления психическими состояниями человека);

6) построение смысла трудовой деятельности (рефлексия и создание условий для позитивного смысла труда).

II. Функции обеспечения упорядоченности социальных процессов:

1) построение общественных норм и правил (формирование юридических и нравственных правил, образцов поведения);

2) построение социальной коммуникации и средств воздействия на членов сообщества (создание средств и норм вербального и невербального взаимодействия субъектов труда: профессиональных языков, ритуалов и др.);

3) построение стратегических общих планов деятельности (образа деятельности человека и ее результатов);

4) построение тактических (оперативных) планов деятельности (алгоритмов действий в конкретных условиях);

5) охрана, защита эргатических систем (сохранение эргатических систем при воздействии естественно-природных факторов, техногенных и социальных).

III. Функции обслуживания жизнедеятельности и самообслуживания.

1) организация жизнеобеспечения субъектов труда (оптимизация среды жизнедеятельности);

2) построение средств стабилизации, восстановления, развития людей (организация режима работы, обучения, организация внутренних средств деятельности, лечения людей, восстановления работоспособности);

Страницы: 1 2 3 4

Социально-исторические условия становления психологического пола личности
Социально-исторический образ жизни является источником развития личности в системе общественных отношений и характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или индивида видов жизнедеятельности, которые берутся в единстве с условиями жизни данной общности или индивида. Структуру образа жизни представляют ...

Особенности мышления детей младшего школьного возраста с ДЦП
Нарушения мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста ДЦП. Нарушения мыслительной деятельности проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления, что в значительной степени обусловлено нарушениями семантической стороны речи Характерной особенностью мыслительной деятельности учащихся с це ...

Проблема психологического пола личности. Факторы его становления. Психологический пол в общей структуре личности.
Сознание каждого человека отражает дихотомичное деление окружающего мира на "мужское" и "женское". Это деление пронизывает всю историю культурного развития человечества, проявляясь в представлениях о половом символизме, идеальных образах мужественности и женственности, нормах полоролевого поведения, различиях социаль ...