Психология правонарушенияСтраница 3
Сама по себе потребность, например в материальном достатке, не может оцениваться отрицательно. Но когда она под воздействием негативных влияний среды и антиобщественного мировоззрения деформируется, то может привести к формированию преступного поведения.
Потребностная сфера
большинства правонарушителей характеризуется нарушением равновесия между различными видами потребностей и способами их удовлетворения, преобладанием в ее структуре духовно обедненных, асоциальных потребностей, которые в случае борьбы мотивов могут отрицательно повлиять на выбор цели и средств деятельности – привести к противоправным действиям.
Переход потребности в мотив противоправного поведения
. Одна и та же потребность в сознании различных людей оценивается по разному. В зависимости от того, какое значение придает ей конкретный человек, она либо становится побудительной силой (мотивом), либо постепенно утрачивает свое актуальное значение. Поэтому в понимании этого процесса и кроется секрет «загадочных» мотивов преступления, который предусматривает выявление интересов и потребностей, удовлетворяемых с помощью преступления, круга лиц, причастных к его совершению, что обоснованно формирует версии о подозреваемых.
Преступник всегда старается скрыть свои истинные потребности и их личностный смысл
. Он не заинтересован раскрывать их низменный характер даже тогда, когда личность его известна следственным органам. Это – своеобразная психологическая защита, которая предусматривает перенос ответственности за происшествие на потерпевшего, приписывание себе благородных мотивов, якобы, стремление к справедливости.
Так, при изучении группы расхитителей (корыстные преступления), были получены данные, свидетельствующие о том, что они высоко оценивали себя по таким качествам как «бескорыстность» и «щедрость». А хулиганы и убийцы (насильственные преступления) характеризовали себя как «вежливые», «предупредительные», «доброжелательные» люди. Подобные самооценки, прикрывающие низменные мотивы, были установлены и других группах преступников, которые считали себя «борцами за справедливость».
На процесс преобразования потребности в мотив преступного поведения, помимо личностного смысла, серьезное влияние оказывает конкретная жизненная ситуация
, которая способна преобразовать потребность в мощный, побуждающий фактор. Поэтому в процессе образования мотива формируется своеобразный треугольник: потребность – личностный смысл - ситуация, в котором происходит «ситуативное развитие мотивации».
Ситуация перед совершением преступления
– это обычно ситуация морального выбора, где объективные обстоятельства и личное решение взаимообусловлены. Для человека, имеющего высокие нравственные установки, факт отсутствия постоянного контроля практически не имеет значения. Субъект с антиобщественной направленностью может явиться важным составным элементом криминогенной ситуации. Но каждый человек включается в ту жизненную (или формирует ее сам), которая более всего соответствует структуре и направленности его личности. В противном случае от исключает себя из неблагоприятно складывающейся для него ситуации, чтобы не оказаться в сфере ее воздействия.
Кроме этого, влияние на формирование мотивов противоправного поведения оказывает искаженное восприятие и недооценка правонарушителем конкретной жизненной ситуации в качестве криминогенной.
Весьма важное место в процессе формирования преступных мотивов имеют психологические механизмы целеобразования. Цель действий по сравнению с мотивом всегда предметна, более обнажена и осязаема. Она кумулирует в сознании человека и его потребности, и его стремления, и его интересы, и сами мотивы смещаются на цель деятельности.
Электоральная география
Электоральная география занимается изучением политических предпочтений населения, по своей направленности она является не чем иным, как географией выборов.
С точки зрения одного из специалистов в данной отрасли А.Манакова, политическая ситуация в любом регионе России складывается из двух составляющих. Первая составляющая - политические ...
Классификация
видов ощущений
По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.
По характеру отражения и месту расположения рецепторов классификация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингто-ном (1906). На о ...
Приложения
Приложение 1
Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
1. Обычно мне очень скучно.
3 2 1 0 1 2 3
Обычно я полон энергии.
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.
3 2 1 0 1 2 3
Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений.
3 2 1 0 ...