Психология правонарушения
Страница 3

Сама по себе потребность, например в материальном достатке, не может оцениваться отрицательно. Но когда она под воздействием негативных влияний среды и антиобщественного мировоззрения деформируется, то может привести к формированию преступного поведения.

Потребностная сфера

большинства правонарушителей характеризуется нарушением равновесия между различными видами потребностей и способами их удовлетворения, преобладанием в ее структуре духовно обедненных, асоциальных потребностей, которые в случае борьбы мотивов могут отрицательно повлиять на выбор цели и средств деятельности – привести к противоправным действиям.

Переход потребности в мотив противоправного поведения

. Одна и та же потребность в сознании различных людей оценивается по разному. В зависимости от того, какое значение придает ей конкретный человек, она либо становится побудительной силой (мотивом), либо постепенно утрачивает свое актуальное значение. Поэтому в понимании этого процесса и кроется секрет «загадочных» мотивов преступления, который предусматривает выявление интересов и потребностей, удовлетворяемых с помощью преступления, круга лиц, причастных к его совершению, что обоснованно формирует версии о подозреваемых.

Преступник всегда старается скрыть свои истинные потребности и их личностный смысл

. Он не заинтересован раскрывать их низменный характер даже тогда, когда личность его известна следственным органам. Это – своеобразная психологическая защита, которая предусматривает перенос ответственности за происшествие на потерпевшего, приписывание себе благородных мотивов, якобы, стремление к справедливости.

Так, при изучении группы расхитителей (корыстные преступления), были получены данные, свидетельствующие о том, что они высоко оценивали себя по таким качествам как «бескорыстность» и «щедрость». А хулиганы и убийцы (насильственные преступления) характеризовали себя как «вежливые», «предупредительные», «доброжелательные» люди. Подобные самооценки, прикрывающие низменные мотивы, были установлены и других группах преступников, которые считали себя «борцами за справедливость».

На процесс преобразования потребности в мотив преступного поведения, помимо личностного смысла, серьезное влияние оказывает конкретная жизненная ситуация

, которая способна преобразовать потребность в мощный, побуждающий фактор. Поэтому в процессе образования мотива формируется своеобразный треугольник: потребность – личностный смысл - ситуация, в котором происходит «ситуативное развитие мотивации».

Ситуация перед совершением преступления

– это обычно ситуация морального выбора, где объективные обстоятельства и личное решение взаимообусловлены. Для человека, имеющего высокие нравственные установки, факт отсутствия постоянного контроля практически не имеет значения. Субъект с антиобщественной направленностью может явиться важным составным элементом криминогенной ситуации. Но каждый человек включается в ту жизненную (или формирует ее сам), которая более всего соответствует структуре и направленности его личности. В противном случае от исключает себя из неблагоприятно складывающейся для него ситуации, чтобы не оказаться в сфере ее воздействия.

Кроме этого, влияние на формирование мотивов противоправного поведения оказывает искаженное восприятие и недооценка правонарушителем конкретной жизненной ситуации в качестве криминогенной.

Весьма важное место в процессе формирования преступных мотивов имеют психологические механизмы целеобразования. Цель действий по сравнению с мотивом всегда предметна, более обнажена и осязаема. Она кумулирует в сознании человека и его потребности, и его стремления, и его интересы, и сами мотивы смещаются на цель деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха
Исследования отечественных дефектологов и психиатров (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.Ф. Матвеев, Л.М. Барденштейн и др.) свидетельствуют о том, что основными механизмами задержанного интеллектуального развития у детей с нарушениями слуха являются замедление и искажение формирования речи в первые годы жизни ребенка. Резкое сн ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. Описание выборки и методов исследования
В исследовании принимали участие 32 учащихся в возрасте 14-15 лет. Социально-психологический статус и возраст являются примерно одинаковым. В качестве основного диагностического материала для определения уровня общительности, коммуникативных умений, типа и свойств темперамента были выбраны следующие методики - «Оценка уровня общительнос ...

Задачи специальной психологии
Основные группы задач специальной психологии Потребности науки и практики определили ряд задач специальной психологии: 1. Первая группа задач – общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики детей с нарушениями развития: • раскрытие закономерностей развития и проявления психики, общих для нормальных и аномальны ...