Психология правонарушения
Страница 1

В ЮП психология преступной деятельности является одним из основополагающих понятий. С точки зрения психологии любое правонарушение рассматривается как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в специфических формах противоправного поведения, в котором выражаются отношение субъекта к социальным ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологических свойств, мотивационная сфера личности, психическое состояние.

Поэтому изучая преступное поведение необходимо опираться на такие фундаментальные психологические понятия как деятельность, поведение, действия, мотивы и цели деятельности.

Деятельность

обычно сознательна и целенаправленна, а значит, по своей природе предметна и глубоко социальна.

Поведение

– это внешнее проявление деятельности человека, процесс его взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В поведении выражается отношение человека к нравственным, моральным, правовым нормам и традициям общества. По поведению судят о личностных особенностях.

Единицей поведения человека является поступок.

Осознание субъектом предстоящей деятельности называется интериоризацией.

Внешняя сторона рассматривается как реализация – экстериоризация

- внутренней, психической стороны деятельности.

Преступное поведение

отличается от обычного тем, что вступает в конфликт с принятыми нормами права.

Неотъемлемой частью любой деятельности является потребность

, которая служит источником активности человека, предваряющей деятельность.

Потребность, приобретшая побудительную силу, направляющую деятельность, становится мотивом

. Деятельности без мотива не бывает, «немотивированная» деятельность – это деятельность с субъективно или объективно скрытым мотивом. Чтобы активность приобрела характер деятельности, перед человеком должна стоять цель

и сформирован образ будущего результата

деятельности.

Важным условием выбора цели является такое личностное образование как уровень притязаний. Завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка личности способствуют формированию недостижимых целей.

Нарушение процессов целеобразования свидетельсвуют о психической незрелости человека, его инфантильности и даже о возможных нарушениях психики.

Единицей деятельности является действие

, совокупность действий формирует вид деятельности. В основе деятельности лежат побуждения

в виде различных потребностей, интересов, которые становятся мотивом, как только появляется цель. Поэтому в мотивах отражаются и побуждения.

В уголовном законе (ст. 14 УК РФ) употребляется специфический термин – «деяние».С точки зрения уголовного права – это поведение или поступок человека в «форме действия или бездействия». А под действием понимается общественно опасное, волевое, активное поведение.

По тому, как человек управляет своими действиями, как контролирует их, можно выделить следующие:

Инстинктивные действия

– инициируются органическими импульсами и осуществляются вне сознательного контроля. Обычно они наблюдаются в раннем детском возрасте, у лиц с психическим недоразвитием, деградацией. Рефлекторные или действия-реакции

– совершаются рефлекторно, не подвергаются сознательной регуляции (отдергивание руки от источника тока, горячих предметов и др.). Данные действия редко представляют интерес с правовой точки зрения, и подробно в ЮП не рассматриваются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Перцепция
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы " ...

Зрительное восприятие формы предметов у детей с нарушениями слуха. Особенности восприятия объёмной формы, умение узнавать предметы по контуру у детей с нарушениями слуха
Всякий предмет имеет объемную форму. Кроме того, предмет можно охарактеризовать по его контуру, или, иначе говоря, по его границам, очертаниям. Для восприятия объемной формы и контура предметы необходимо взаимодействие зрительного анализатора с кинестетическим, которое складывается в практическом действии с предметами, при передвижении ...

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста
Для повышения эффективности развития речи детей раннего возраста, опираясь на исследования Б.С. Волкова, Н.В. Волковой [9], В.В. Гербовой [16], А.А. Запорожца [20], М.И. Лисиной [30] и др., нами были разработаны рекомендации для воспитателей детского сада. Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется о ...