Психология правонарушения
Страница 1

В ЮП психология преступной деятельности является одним из основополагающих понятий. С точки зрения психологии любое правонарушение рассматривается как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в специфических формах противоправного поведения, в котором выражаются отношение субъекта к социальным ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологических свойств, мотивационная сфера личности, психическое состояние.

Поэтому изучая преступное поведение необходимо опираться на такие фундаментальные психологические понятия как деятельность, поведение, действия, мотивы и цели деятельности.

Деятельность

обычно сознательна и целенаправленна, а значит, по своей природе предметна и глубоко социальна.

Поведение

– это внешнее проявление деятельности человека, процесс его взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В поведении выражается отношение человека к нравственным, моральным, правовым нормам и традициям общества. По поведению судят о личностных особенностях.

Единицей поведения человека является поступок.

Осознание субъектом предстоящей деятельности называется интериоризацией.

Внешняя сторона рассматривается как реализация – экстериоризация

- внутренней, психической стороны деятельности.

Преступное поведение

отличается от обычного тем, что вступает в конфликт с принятыми нормами права.

Неотъемлемой частью любой деятельности является потребность

, которая служит источником активности человека, предваряющей деятельность.

Потребность, приобретшая побудительную силу, направляющую деятельность, становится мотивом

. Деятельности без мотива не бывает, «немотивированная» деятельность – это деятельность с субъективно или объективно скрытым мотивом. Чтобы активность приобрела характер деятельности, перед человеком должна стоять цель

и сформирован образ будущего результата

деятельности.

Важным условием выбора цели является такое личностное образование как уровень притязаний. Завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка личности способствуют формированию недостижимых целей.

Нарушение процессов целеобразования свидетельсвуют о психической незрелости человека, его инфантильности и даже о возможных нарушениях психики.

Единицей деятельности является действие

, совокупность действий формирует вид деятельности. В основе деятельности лежат побуждения

в виде различных потребностей, интересов, которые становятся мотивом, как только появляется цель. Поэтому в мотивах отражаются и побуждения.

В уголовном законе (ст. 14 УК РФ) употребляется специфический термин – «деяние».С точки зрения уголовного права – это поведение или поступок человека в «форме действия или бездействия». А под действием понимается общественно опасное, волевое, активное поведение.

По тому, как человек управляет своими действиями, как контролирует их, можно выделить следующие:

Инстинктивные действия

– инициируются органическими импульсами и осуществляются вне сознательного контроля. Обычно они наблюдаются в раннем детском возрасте, у лиц с психическим недоразвитием, деградацией. Рефлекторные или действия-реакции

– совершаются рефлекторно, не подвергаются сознательной регуляции (отдергивание руки от источника тока, горячих предметов и др.). Данные действия редко представляют интерес с правовой точки зрения, и подробно в ЮП не рассматриваются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Развитие диалогической речи детей с ЗПР дошкольного возраста
Характеристика диалогической речи детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития. По данным Ф.А.Сохина детям с задержкой психического развития доступна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы ...

Рекомендации по психологической работе с сотрудниками ОВД, направленные на сохранение их профессионального здоровья
Психологическая работа по сохранению профессионального здоровья сотрудников ОВД должна строиться, прежде всего, на поддержании и укреплении когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих профессионального здоровья личности. Это могут быть профессионально-психологические тренинги, занятия, направленные на формирование и развитие ...

Внушаемость
Толпа чаще всего находится в состоянии выжидательного внимания, что делает её подверженной внушению. С помощью психического «заражения» внушение передается всем индивидам. Поскольку толпа лишена критического мышления, она чрезвычайно легковерна. Толпа не различает объективное и субъективное. Нередко возникают коллективные галлюцинации, ...