Психология правонарушения
Страница 4

2 этап преступного поведения– реализации решения

: совершаются противоправные действия, наступает противоправный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью. В подобной ситуации встречаются следующие варианты:

- цель оказалась «недовыполненной»:

результат полностью или частично не достигнут в силу объективных или субъективных факторов;

- цель оказалась «перевыполненной»:

достигнутый результат в ходе совершения преступных действий превзошел ранее поставленную цель (например, в результате разбойного нападения наступила смерть потерпевшего от полученных телесных повреждений). Т.е. имел место первоначально не запланированный результат, который в ходе совершения преступления виновный мог или должен был предвидеть, но не сумел внести коррективы в свои действия, отказаться от ранее задуманного замысла, будучи в состоянии избыточной психической напряженности либо просто из-за рассогласованности совместных действий (в случае группового преступления).

Особой разновидностью криминальной ситуации может быть ситуация с возникновением побочного результата. Такие противоправные действия могут носить и неосторожный характер.

Перечисленные выше процессы завершаются оценкой

виновным достигнутого результата, прогнозированием

своего дальнейшего поведения в ходе предварительного расследования и на суде. Если результаты противоправных действий ранее не прогнозировались, то это, особенно в первые дни после совершения преступления, вызывает состояние повышенной психической напряженности, что должно учитываться следователем.

Кроме того, нельзя не учитывать и того, что первоначально возникающие у субъекта потребности на данном этапе уступают свое место в иерархии всех его потребностей – потребности избежать разоблачения и наказания.

Появление такой в высшей мере значимой потребности отличает мотивационную сферу преступника от мотивационной сферы любого законопослушного гражданина.

В общей мотивационной структуре личности преступника потребность уйти от наказания в отдельные периоды занимает прочное, ведущее положение. Это связано с действием сильного и эмоционально насыщенного мотива – страха перед наказанием. Страх является мощным «мотиватором» и всей последующей, в том числе противоправной, деятельности, направленной на достижение вновь возникающих целей: уничтожить следы преступления, скрыться от органов правосудия, укрыть от них нажитые преступным путем ценности, устранить свидетелей преступления и т.д.

В этой криминальной ситуации виновный переживает состояние психической напряженности, вызванное тем фактором, что достижение преступной цели, теперь уже выполняет иную функцию – обусловливает появление новых побуждений, направленных на избежание наказания.

В мотивационном профиле личности преступника, наряду с ведущим мотивом избежать наказание, выявляется еще одна новая для него потребность, связанная с ситуацией правовой неопределенности его положения (недостаточная доказанность его вины, альтернативы в квалификации деяния и в назначении меры наказания), которая затрагивает жизненно важные для него перспективы. Преступник начинает испытывать потребность устранить возникшую ситуацию неопределенности, заполнить своим активным деятельным участием своеобразный информационный вакуум. Побуждения, связанные с этой потребностью, бывают настолько сильными, что даже такая потребность, как желание во что бы то ни стало избежать наказание, уступает ей свое доминирующее положение. Это объясняется еще и тем, что ситуация неопределенности нередко обусловливает появление характерных эмоциональных явлений: психической напряженности и страха. Ситуация неопределенности является объективным фактором, который влияет на дальнейшие мотивационные процессы личности правонарушителя, и нередко побуждает его давать правдивые показания. Важнейшими факторами преступного поведения являются особенности и свойства личности преступника: направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, свойства характера. Кроме этого, воздействие социальной среды на формирование личности преступника и его поведения до совершения преступления и в его процессе также играют очень важную роль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Программа исследования
Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Задачи исследования. 1. На основе теоретического анализа литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей раннего детства, провести эмпирическое исследование, на предмет в ...

Тезаурус
· Ризома (фр. rhizome «корневище») — одно из ключевых понятий философии постструктурализма и постмодернизма, введенное Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в одноименной книге 1976 года и призванное служить основанием и формой реализации «номадологического проекта» этих авторов. Ризома должна противостоять неизменным линейным структурам (как бытия, ...

Психологические подходы к изучению свойств личности в профориентации
Большое количество исследовательских работ в этой области (например, работы Гуревича, Мерлина, Климова) посвящено тому, что авторы на примере разных видов трудовой деятельности, учебной деятельности показали, что ее результат может быть одинаковым у людей с разными свойствами нервной системы. Главное от чего зависит результат это то, н ...