Психология правонарушенияСтраница 4
2 этап преступного поведения– реализации решения
: совершаются противоправные действия, наступает противоправный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью. В подобной ситуации встречаются следующие варианты:
- цель оказалась «недовыполненной»:
результат полностью или частично не достигнут в силу объективных или субъективных факторов;
- цель оказалась «перевыполненной»:
достигнутый результат в ходе совершения преступных действий превзошел ранее поставленную цель (например, в результате разбойного нападения наступила смерть потерпевшего от полученных телесных повреждений). Т.е. имел место первоначально не запланированный результат, который в ходе совершения преступления виновный мог или должен был предвидеть, но не сумел внести коррективы в свои действия, отказаться от ранее задуманного замысла, будучи в состоянии избыточной психической напряженности либо просто из-за рассогласованности совместных действий (в случае группового преступления).
Особой разновидностью криминальной ситуации может быть ситуация с возникновением побочного результата. Такие противоправные действия могут носить и неосторожный характер.
Перечисленные выше процессы завершаются оценкой
виновным достигнутого результата, прогнозированием
своего дальнейшего поведения в ходе предварительного расследования и на суде. Если результаты противоправных действий ранее не прогнозировались, то это, особенно в первые дни после совершения преступления, вызывает состояние повышенной психической напряженности, что должно учитываться следователем.
Кроме того, нельзя не учитывать и того, что первоначально возникающие у субъекта потребности на данном этапе уступают свое место в иерархии всех его потребностей – потребности избежать разоблачения и наказания.
Появление такой в высшей мере значимой потребности отличает мотивационную сферу преступника от мотивационной сферы любого законопослушного гражданина.
В общей мотивационной структуре личности преступника потребность уйти от наказания в отдельные периоды занимает прочное, ведущее положение. Это связано с действием сильного и эмоционально насыщенного мотива – страха перед наказанием. Страх является мощным «мотиватором» и всей последующей, в том числе противоправной, деятельности, направленной на достижение вновь возникающих целей: уничтожить следы преступления, скрыться от органов правосудия, укрыть от них нажитые преступным путем ценности, устранить свидетелей преступления и т.д.
В этой криминальной ситуации виновный переживает состояние психической напряженности, вызванное тем фактором, что достижение преступной цели, теперь уже выполняет иную функцию – обусловливает появление новых побуждений, направленных на избежание наказания.
В мотивационном профиле личности преступника, наряду с ведущим мотивом избежать наказание, выявляется еще одна новая для него потребность, связанная с ситуацией правовой неопределенности его положения (недостаточная доказанность его вины, альтернативы в квалификации деяния и в назначении меры наказания), которая затрагивает жизненно важные для него перспективы. Преступник начинает испытывать потребность устранить возникшую ситуацию неопределенности, заполнить своим активным деятельным участием своеобразный информационный вакуум. Побуждения, связанные с этой потребностью, бывают настолько сильными, что даже такая потребность, как желание во что бы то ни стало избежать наказание, уступает ей свое доминирующее положение. Это объясняется еще и тем, что ситуация неопределенности нередко обусловливает появление характерных эмоциональных явлений: психической напряженности и страха. Ситуация неопределенности является объективным фактором, который влияет на дальнейшие мотивационные процессы личности правонарушителя, и нередко побуждает его давать правдивые показания. Важнейшими факторами преступного поведения являются особенности и свойства личности преступника: направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, свойства характера. Кроме этого, воздействие социальной среды на формирование личности преступника и его поведения до совершения преступления и в его процессе также играют очень важную роль.
Обработка результатов
В листе в каждой из 29 строчек подсчитайте сумму плюсов и сумму минусов. Подсчитайте алгебраическую сумму этих показателей.
Уровень выраженности интересов определите, сопоставляя значение сумм со шкалой.
Определение качества
Методика
Выборка
Уровень выраженности качеств
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниж ...
Проблема психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте
воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении. Понятие
«психическое здоровье личности»
Здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием. Эта достаточно известная в отношении здоровья позиция всемирной организации здравоохранения применительно к детям должна быть дополнена 3 критериями.
1. Здоровь ...
Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка. Понятие семьи и семейных отношений
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые р ...