Психология правонарушения
Страница 4

2 этап преступного поведения– реализации решения

: совершаются противоправные действия, наступает противоправный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью. В подобной ситуации встречаются следующие варианты:

- цель оказалась «недовыполненной»:

результат полностью или частично не достигнут в силу объективных или субъективных факторов;

- цель оказалась «перевыполненной»:

достигнутый результат в ходе совершения преступных действий превзошел ранее поставленную цель (например, в результате разбойного нападения наступила смерть потерпевшего от полученных телесных повреждений). Т.е. имел место первоначально не запланированный результат, который в ходе совершения преступления виновный мог или должен был предвидеть, но не сумел внести коррективы в свои действия, отказаться от ранее задуманного замысла, будучи в состоянии избыточной психической напряженности либо просто из-за рассогласованности совместных действий (в случае группового преступления).

Особой разновидностью криминальной ситуации может быть ситуация с возникновением побочного результата. Такие противоправные действия могут носить и неосторожный характер.

Перечисленные выше процессы завершаются оценкой

виновным достигнутого результата, прогнозированием

своего дальнейшего поведения в ходе предварительного расследования и на суде. Если результаты противоправных действий ранее не прогнозировались, то это, особенно в первые дни после совершения преступления, вызывает состояние повышенной психической напряженности, что должно учитываться следователем.

Кроме того, нельзя не учитывать и того, что первоначально возникающие у субъекта потребности на данном этапе уступают свое место в иерархии всех его потребностей – потребности избежать разоблачения и наказания.

Появление такой в высшей мере значимой потребности отличает мотивационную сферу преступника от мотивационной сферы любого законопослушного гражданина.

В общей мотивационной структуре личности преступника потребность уйти от наказания в отдельные периоды занимает прочное, ведущее положение. Это связано с действием сильного и эмоционально насыщенного мотива – страха перед наказанием. Страх является мощным «мотиватором» и всей последующей, в том числе противоправной, деятельности, направленной на достижение вновь возникающих целей: уничтожить следы преступления, скрыться от органов правосудия, укрыть от них нажитые преступным путем ценности, устранить свидетелей преступления и т.д.

В этой криминальной ситуации виновный переживает состояние психической напряженности, вызванное тем фактором, что достижение преступной цели, теперь уже выполняет иную функцию – обусловливает появление новых побуждений, направленных на избежание наказания.

В мотивационном профиле личности преступника, наряду с ведущим мотивом избежать наказание, выявляется еще одна новая для него потребность, связанная с ситуацией правовой неопределенности его положения (недостаточная доказанность его вины, альтернативы в квалификации деяния и в назначении меры наказания), которая затрагивает жизненно важные для него перспективы. Преступник начинает испытывать потребность устранить возникшую ситуацию неопределенности, заполнить своим активным деятельным участием своеобразный информационный вакуум. Побуждения, связанные с этой потребностью, бывают настолько сильными, что даже такая потребность, как желание во что бы то ни стало избежать наказание, уступает ей свое доминирующее положение. Это объясняется еще и тем, что ситуация неопределенности нередко обусловливает появление характерных эмоциональных явлений: психической напряженности и страха. Ситуация неопределенности является объективным фактором, который влияет на дальнейшие мотивационные процессы личности правонарушителя, и нередко побуждает его давать правдивые показания. Важнейшими факторами преступного поведения являются особенности и свойства личности преступника: направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, свойства характера. Кроме этого, воздействие социальной среды на формирование личности преступника и его поведения до совершения преступления и в его процессе также играют очень важную роль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Типы акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко
Краткая характеристика типов акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают следующие основные типы акцентуаций характеров: 1) лабильный резкая смена настроения в зависимости от ситуации;2) циклоидный - склонность к резкой смене настроения в зависимости от внеш ...

Пробуждение
Теперь мы переходим к пятой группе символов, – символам пробуждения. Состояние сознания обычного человека можно назвать состоянием сна в мире иллюзий. К их числу относится иллюзия "реальности" картины мира, рисуемой нашими чувствами, а также множество иллюзий, порождаемых воображением, эмоциями и мысленными построениями. Что к ...

Особенности развития лексики у детей дошкольного возраста c ОНР
Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются: 1. позднее начало развития речи; 2. замедленный темп речевого развития; 3. ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас; 4. нарушение фор ...