Введение.

Проблема нашего исследования заключается в том, что зачастую низкая успеваемость в младшем школьном возрасте сочетается с высоким уровнем интеллекта ребенка. В чем же может быть причина низкой успеваемости школьников? Мы предположили, что этой причиной может быть несформированность у учащихся навыков саморегуляции. На это также указывали В.В. Ковалев, И.В. Дубровина, И.В. Репкина, Э.Д. Телегина, В.В. Гагай, П.Я. Гальперин и другие ученые.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что проблема саморегуляции, как фактор, влияющий на успешность обучения в младшем школьном возрасте, недостаточно проработан в литературе. Хотя это имеет принципиально важное значение. На это также указывают И.В. Дубровина, Полонская Н.Н., Яблокова Л.В., Акутина Т.В.

Очень важно начинать изучение саморегуляции именно в младшем школьном возрасте. Так как в онтогенезе саморегуляция начинает формироваться в связи с необходимостью подчиняться требованиям взрослых, правилам поведения в обществе, при включении в учебную деятельность. Саморегуляция является новообразованием младшего школьного возраста. И в этом возрасте формирование саморегуляции выдвигается в центр психического развития ребенка. Это связано, во-первых, с физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста (именно в этом возрасте завершается развитие лобных долей коры мозга, которые принимают участие в организации произвольной регуляции деятельности), во-вторых, с социальной ситуацией развития ребенка (с поступлением в школу меняется внутренняя позиция, меняются требования к ребенку со стороны взрослых и пр.). Способность к саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение. Для осуществления учебной деятельности необходимы умения сосредоточить внимание, активно воспринимать и запоминать информацию, предварительно ориентироваться в условиях задания и продумывать ход решения, сверять полученный результат с заданным образцом и предъявленными условиями. То есть для успешного осуществления учебной деятельности необходимо определенное развитие способности саморегуляции. Исходя из этого, мы предположили, что успешность обучения зависит от уровня развития саморегуляции.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что уровень развития саморегуляции определяет успешность обучения в начальной школе.

Цель нашего исследования – сопоставление уровня сформированности саморегуляции с успешностью обучения в начальной школе.

Для проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи:

1. Определение уровня саморегуляции;

2. Оценка успеваемости учащихся;

3. Сопоставление уровня саморегуляции с успешностью обучения младших школьников;

4. Разработка рекомендаций по формированию саморегуляции у младших школьников.

Объект исследования – учебная деятельность младших школьников, предмет исследования – саморегуляция в учебной деятельности младших школьников.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой нами гипотезы мы использовали метод объективного опосредованного наблюдения и психолого-педагогический констатирующий эксперимент. В качестве вспомогательных методов для обработки экспериментальных данных нами были использованы методы математической статистики и графический метод.

Проблема психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении. Понятие «психическое здоровье личности»
Здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием. Эта достаточно известная в отношении здоровья позиция всемирной организации здравоохранения применительно к детям должна быть дополнена 3 критериями. 1. Здоровь ...

Развитие сенсорных процессов в онтогенезе
Исследования Н.Л. Фигурина, Н.М. Денисовой, Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной, Л.Г. Голубевой, М.Ю. Кистяковской и других позволяют проследить, как происходит сенсорное развитие в первые годы жизни ребёнка. Так, О.В. Баженова указывает на то, что путь развития восприятия ребёнка сложен. Много интересных, больших изменений происходит в эт ...

Темпераментальная сфера
В темпераментальной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности. ...