ПриложениеСтраница 1
Примерная анкета для родителей
Дата обследования
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Бытовые условия: общая площадь, занимаемая семьей, число комнат. Отдельная, общая малонаселенная или многонаселенная квартира. Имеет ребенок отдельную комнату, кто-то живет вместе с ребенком в комнате, количество человек
Материальные условия: низкие, средние, высокие
Сведения о родителях, их возраст, образование, профессия в момент обследования, состав семьи (проживающие вместе)
Семья полная, разведенная (сколько лет было к ребенку в момент развода), причина развода, наличие отчима или мачехи
Взаимоотношения в семье
Употребление алкоголя членами семьи
Состояние здоровья родителей, наличие хронических заболеваний, психических заболеваний, ярко выраженных особенностей характера родителей
Наличие психических заболеваний, тяжелых характеров, лиц, которым трудно давалась учеба среди родственников
Каким по счету ребенок родился
Течение беременности, наличие осложнений
Роды, их течение и осложнения, наличие родовой травмы, врожденные пороки
Особенности развития в младенчестве и раннем детстве: моторное развитие, речь, серьезные заболевания до года, заболевания после года, операции, состоял ли на учете у врача
Особенности воспитания: ясли, детский сад, домашнее воспитание
Школа, наличие школьных проблем, дополнительные нагрузки
Кто преимущественно занимается воспитанием ребенка, с чьим мнением считается ребенок, принципы воспитания, наказания, принятые в семье
Как ребенок проводит свободное время
Физическое состояние ребенка, половое развитие
Настроение: преобладающее настроение, устойчивость настроения
Поведение, индивидуальные особенности поведения, утомляемость, частые жалобы.
Проективное интервью с ребенком может включать следующие вопросы:
с кем ты живешь,
в кого ты хочешь играть,
кого ты ждешь в первую очередь,
кому ты рассказываешь о неприятностях,
боишься ли ты наказания,
ты будешь воспитывать своих детей так же?
Методика Рене Жиля
Шкалы: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакция на фрустрацию, стремление к уединению
Тестируем: межличностные отношения · Возраст: младший школьный, школьникам, детям Тип теста: вербальный, невербальный, проективный · Вопросов: 42
Назначение теста
Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.
Описание теста
Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.
Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.
Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.
Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:
Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
отношение к матери;
отношение к отцу;
отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
отношение к братьям и сестрам;
отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
отношение к другу (подруге);
Социально-психологические детерминанты оказывающие влияние на развитие состояния
психического здоровья ребенка старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью ребенка от взрослого. Прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специф ...
Особенности формирования личности у детей с ДЦП.
Личностное развитие детей с ДЦП
Специфические нарушения деятельности и общения при детском церебральном параличе, обусловленные двигательными и речевыми расстройствами, в сочетании с ранним органическим поражением мозга способствуют своеобразному формированию личности.
Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития ли ...
Аттракция
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция.
Аттракция (от англ. attract - притягивать, привлекать) - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процес ...