Эмпирическое исследование изучение мотивационно-потребностной сферы супругов. Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов
Страница 2

Психологическая информация » Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов » Эмпирическое исследование изучение мотивационно-потребностной сферы супругов. Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов

Проблемный подход. В этом случае в схему диагностического анализа семьи включается метод выявления и изучения типовых «слабых мест» семьи. Типичной является диагностическая схема, разработанная американскими психотерапевтами В.Тзенк и Мк.Дермотт, «трехосевая классификация проблемных семей». Нарушение развития семьи (первая ось) – это совокупность трудностей, отражающих этапы развития любой семьи. Нарушения семейных подсистем (вторая ось) – дисфункция в супружеских отношениях, в подсистеме «родители – дети», в подсистеме «братья – сестры». Нарушения функционирования семейной группы (третья ось) – нарушения интеграции членов в семье, нарушения во взаимоотношениях семьи с окружающим миром. В итоге анализируется соотношение семейных проблем. Этот подход применим в случаях, когда есть основания полагать, что нарушения в жизнедеятельности семьи связаны с неспособностью ее решить какие-либо сложные проблемы, причем эти нарушения не охватывают всю семью в целом.

Факторные модели семьи. К ним относятся диагностические схемы, основные параметры которых выявляются путем факторного анализа, т.е. метода математической статистики, дающей возможность «экономического описания» объекта, т.е. выявления таких характеристик объекта, которые позволяют получить максимально полную информацию о нем. В качестве наиболее известного примера такого подхода является «круговую модель» Д. Олсона. В ней выделены два семейных фактора, которые наиболее полно характеризуют любую семью. Это семейное согласие и адаптируемость. Выход указанных основных переменных за определенные рамки может указывать, что в данной семье «не все в порядке», т.е. косвенно выявляется целая цепь нарушений [18, с. 8].

Наряду с факторным анализом для выявления небольшого числа показателей семьи, способных полно охарактеризовать ее, применяются и другие методики.

Стабилизация семейных отношений - одна из важнейших задач социальной практики и психологической науки. И мотивационно-потребностная сфера супругов один из факторов стабилизации семейных отношений. Здесь наиболее значимы личностная, групповая, деятельностная составляющие и соответствующие их содержанию показатели:

1. сходство семейных ценностей,

2. функционально-ролевая согласованность,

3. социально-ролевая адекватность,

4. адаптивность в микросоциальных отношениях,

5. эмоциональная удовлетворенность,

6. устремленность на семейное долголетие.

Сходство семейных ценностей (ССЦ) – это социально-психологическое качество, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. Его полная характеристика может быть составлена лишь на основе проявлений субъективных отношений личности в различных функциях жизнедеятельности семьи.

В определении этого показателя в целях нашего исследования важно учитывать деформацию семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций может оказывать дестабилизирующее воздействие на мотивационно-потребностную сферу супругов семьи. Для математической обработки данных используется коэффициент сходства семейных ценностей – Кссц [18, с. 10-11].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Объект и гипотеза исследования
В качестве объекта исследования выбрана группа врачей и медицинских сестер. При этом в группе врачей есть молодые врачи (только после окончания института) и врачи с многолетним профессиональным опытом, разброс по представителям данной группы в возрастном качестве от 27 до 52 лет. В группе врачей представлены женщины и мужчины, мужчин 8 ...

Проблема развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
Одной из наиболее актуальных и важных проблем специальной психологии и педагогики является проблема воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Проблема ЗПР является важной не только для дефектологии, но и для общей педагогики, так как тесным образом связана с проблемой школьной неуспеваемости. Изучение детей с задер ...

Методы педагогической психологии
В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опросы, эксперимент и другие, но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения ...