Эмпирическое исследование изучение мотивационно-потребностной сферы супругов. Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов
Страница 5

Психологическая информация » Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов » Эмпирическое исследование изучение мотивационно-потребностной сферы супругов. Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов

Модель диагностики индивидуально-психологических особенностей членов семей, предложенная Торохтий В.С. [17-20] - это сложная совокупность методов, приемов и методик их изучения, построенная на базе хорошо продуманной и выверенной в ходе пилотажных исследований программы изучения мотивационно-потребностных, когнитивных, эмоциональных, и коммуникативных характеристик личности членов семьи, имеющей свои строгие теоретические основы.

В практике диагностики кроме общих имеют место частные проблемы, реализация которых осуществляется посредством конкретных методик изучения семьи в целом или отдельных аспектов ее жизнедеятельности.

Предлагаемая Торохтий В.С. методика представляет собой один из возможных вариантов комплексного обследования психологического здоровья семьи. Включающая шесть частных методик, она задумана как цельный инструментарий познания различных аспектов психологического здоровья семьи.

Проверку на валидность она проходила путем сопоставления данных частных методик и результатов обследования малых групп с помощью:

1. теста ЕР1 (опросник Г. Айзенка),

2. МИЦО (методика исследования ценностных ориентаций),

3. теста Сишора (индекс групповой сплоченности),

4. шкалы «симпатической дистанции» Д. Фелдса,

5. шкал «импульсивности», «регидности», «реактивной и личной тревожности»,

6. 16-ти факторного опросника Р. Кэттела,

7. теста Т. Лири (диагностика отклонений от образца идеального партнера),

8. методики Л.Н. Собчик (определение типа межличностного общения),

9. методик А.В. Петровского ЦОЕ и ДГОИ (действенная групповая эмоциональная идентификация),

10. теста Е.Т.Соколовой – совместный тест Г. Роршаха (СТР),

11. теста Т.Геринга и И. Вилера (характер взаимоотношений в семье),

12. теста К. Томаса (стиль поведдения в ситуации разногласия),

13. опросника Г. Лера «Конфликты»,

14. опросника Г. Шмишека (тип акцентуации личности),

15. опросников Т.М. Трапезниковой «Ценностные ориентации», «Интересы-досуг», «Условия семейного благополучия»,

16. шкал А.Н. Волковой ДОО (дифференциальная оценка отношений) и РОП (ролевые ожидания и притязания),

17. теста А.Н. Лутошкина (психологический климат группы),

18. теста А.Добровича (супружеская совместимость),

19. теста С.В. Ковалева (удовлетворенность браком),

20. опросника Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкого АСВ (анализ семейных взаимоотношений),

21. шкалы Р. Берджеса (определение уровня приспособленности личности в группе),

22. методики «Завершение предложения» Д. Сакса и других.

При этом была обнаружена достоверная связь между данными сплоченности, совместимости, эмоциональной удовлетворенности и другими показателями, выделенными для малой группы (коэффициент конкордации W- степень согласованности данных, составляет 0,34-0,71, что соответствует среднему и высокому уровням согласованности) и определенными очертаниями психологического здоровья семьи, проявляющимися в аналогичных поведенческих характеристиках её членов. Это нашло свое отражение в соответствующих шкалах методики.

Методика Торохтий В.С. включает 10 диагностических шкал, в том числе 6 основных:

1. шкала «семейные ценности»,

2. шкала «согласованность»,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Методы самовоспитания
Основные методы 1) Самообязательство, 2) Самоутверждение, 3)Самоорганизация, 4) Самоконтроль, Самопринуждение. Самовоспитание осуществляется с помощью общих и специфических методов, таких, как, самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности. Самообязательства – включает, осознание целей и задач са ...

Идентификация
Термин "идентификация" имеет несколько значений в социальной психологии. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. [10; стр.114] Идентификация как основа и инструмент взаимопонимания. Свое восприятие и понимание другог ...

Постижение своего истинного Я: выявление или создание объединяющего центра
На основании того, что уже было сказано о природе Я, несложно указать теоретически, как достичь этой цели. Для этого нужно расширять личное сознание вплоть до превращения его в сознание Я; нужно достичь звезды, следуя за ее лучом (см. схему 2); нужно объединить низшее "я" с высшим Я. Но за этими легко произносимыми словами скр ...