Эмпирическое исследование изучение
мотивационно-потребностной сферы супругов. Обоснование выборки и методик исследования
мотивационно-потребностной сферы супруговСтраница 5
Модель диагностики индивидуально-психологических особенностей членов семей, предложенная Торохтий В.С. [17-20] - это сложная совокупность методов, приемов и методик их изучения, построенная на базе хорошо продуманной и выверенной в ходе пилотажных исследований программы изучения мотивационно-потребностных, когнитивных, эмоциональных, и коммуникативных характеристик личности членов семьи, имеющей свои строгие теоретические основы.
В практике диагностики кроме общих имеют место частные проблемы, реализация которых осуществляется посредством конкретных методик изучения семьи в целом или отдельных аспектов ее жизнедеятельности.
Предлагаемая Торохтий В.С. методика представляет собой один из возможных вариантов комплексного обследования психологического здоровья семьи. Включающая шесть частных методик, она задумана как цельный инструментарий познания различных аспектов психологического здоровья семьи.
Проверку на валидность она проходила путем сопоставления данных частных методик и результатов обследования малых групп с помощью:
1. теста ЕР1 (опросник Г. Айзенка),
2. МИЦО (методика исследования ценностных ориентаций),
3. теста Сишора (индекс групповой сплоченности),
4. шкалы «симпатической дистанции» Д. Фелдса,
5. шкал «импульсивности», «регидности», «реактивной и личной тревожности»,
6. 16-ти факторного опросника Р. Кэттела,
7. теста Т. Лири (диагностика отклонений от образца идеального партнера),
8. методики Л.Н. Собчик (определение типа межличностного общения),
9. методик А.В. Петровского ЦОЕ и ДГОИ (действенная групповая эмоциональная идентификация),
10. теста Е.Т.Соколовой – совместный тест Г. Роршаха (СТР),
11. теста Т.Геринга и И. Вилера (характер взаимоотношений в семье),
12. теста К. Томаса (стиль поведдения в ситуации разногласия),
13. опросника Г. Лера «Конфликты»,
14. опросника Г. Шмишека (тип акцентуации личности),
15. опросников Т.М. Трапезниковой «Ценностные ориентации», «Интересы-досуг», «Условия семейного благополучия»,
16. шкал А.Н. Волковой ДОО (дифференциальная оценка отношений) и РОП (ролевые ожидания и притязания),
17. теста А.Н. Лутошкина (психологический климат группы),
18. теста А.Добровича (супружеская совместимость),
19. теста С.В. Ковалева (удовлетворенность браком),
20. опросника Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкого АСВ (анализ семейных взаимоотношений),
21. шкалы Р. Берджеса (определение уровня приспособленности личности в группе),
22. методики «Завершение предложения» Д. Сакса и других.
При этом была обнаружена достоверная связь между данными сплоченности, совместимости, эмоциональной удовлетворенности и другими показателями, выделенными для малой группы (коэффициент конкордации W- степень согласованности данных, составляет 0,34-0,71, что соответствует среднему и высокому уровням согласованности) и определенными очертаниями психологического здоровья семьи, проявляющимися в аналогичных поведенческих характеристиках её членов. Это нашло свое отражение в соответствующих шкалах методики.
Методика Торохтий В.С. включает 10 диагностических шкал, в том числе 6 основных:
1. шкала «семейные ценности»,
2. шкала «согласованность»,
Мотивация педагогической деятельности.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Например: мотив достижения, и внутренние мотивы, например: ориентация на процесс и результат своей деятельности. Внешние мотивы педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребёнка появляется такая ориентация, как доминир ...
Парадигмы психологии труда
Введение понятия "эргатические функции" акцентирует внимание на возможностях и целесообразности перераспределения активности в системе "человек-машина", в самом развитии этой системы и включении в нее новых и новых "переменных" — таких как системы "человек - машина - среда - социум - культура".
П ...
Интерпретация и анализ результатов исследования мотивационно-потребностной
сферы супругов
Упрощенная схема социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные представлена в работе Татаровой Г.Г. [27, с. 8]. Она состоит из трех элементов:
1. Концептуальная схема исследования. В нее входят определения предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования.
2. Методика сб ...