Эмпирическое исследование изучение
мотивационно-потребностной сферы супругов. Обоснование выборки и методик исследования
мотивационно-потребностной сферы супруговСтраница 6
3. шкала «социально-ролевая адекватность»,
4. шкала «адаптивность»,
5. шкала «ожиданий-достижений»,
6. шкала «семейное долголетие»
7. шкала «достоверность»,
8. шкала «предупредительность»,
9. шкала «сравнений» (лучше-хуже),
10. шкала «различий (размышления-чувства).
Избранный перечень шкал отражает концептуальную позицию психологического здоровья семьи и играет важную роль в формировании базисных данных о его состоянии. Они позволяют выявить ведущие тенденции или несколько тенденций, придающих внутрисемейную окраску и определенную качественную специфику «образу психологии», «образу общения» и, наконец, «образу жизнедеятельности» семьи.
Исходя из того, что семья является малой социальной группой, разработка методики осуществлена на учете важнейших закономерностей социальной психологии и педагогики, в частности, закономерностей развития динамических процессов малых групп. Одновременно в ней учитывается и характер тех проблем, которые присущи изучаемому явлению.
Успех применения методики во многом зависит от учета особенностей области ее применения, от умения специалиста приобщать к обследованию всех членов семьи и от правильности выбора доминирующих показателей психологического здоровья конкретной семьи.
· № 1 «Семейные ценности».
· № 2 «Функционально-ролевая согласованность».
· № 3 «Социально-ролевая адекватность».
· № 4 «Адаптивность в микросоциальных отношениях».
· № 5 «Эмоциональная удовлетворенность».
· № 6 «Устремленность на семейное долголетие
Левкович В.П. и Зуськова О.Э. в качестве диагностики супружеских отношений предлагают методику, используя шкалу Мюррея (МСО) [8],[9].
Методика МСО дает возможность выявить специфику супружеских отношений и затруднений, что позволяет определить стратегию и тактику консультирования супружеской пары, а также решить вопрос о необходимости коррекции отношений в данной брачной диаде или о расторжении брака.
Методика МСО представляет собой набор 5-балльных шкал, составляющих опросник из 168 пунктов. Их содержание интегрировано в следующих сферах жизнедеятельности семьи:
1) семейная роль,
2) потребность в общении,
3) познавательные потребности,
4) материальные потребности,
5) потребность в защите «Я-концепции»,
6) культура общения,
7) взаимная информированность,
8) уровень моральной мотивации,
9) проведение досуга,
10) частота конфликтов и способы их разрешения,
11) субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком.
Психологическая помощь семьям в условиях консультационной работы ориентирована на стимуляцию возникновения конструктивных тенденций у супругов в отношении семьи, стабилизацию эмоциональных состояний.
Многие исследователи отмечают, что мотивационно-потребностная сфера составляет ядро личности, т. к. именно мотивы и потребности детерминируют поведение и деятельность индивида. Б. Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль «…в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения».
Для исследования была выбрана парадигма выявления ведущих базовых потребностей потому, что другие компоненты мотивационной сферы (мотивы, ценностные ориентации, интересы, идеалы) во многом зависят от особенностей и успешности процесса социализации, больше подвластны волевому контролю со стороны личности и внешнему контролю со стороны общества. Базовые потребности, лежат на границе осознаваемого и неосознаваемого и наличествуют у каждого индивида в независимости от факторов среды.
Семейная психокоррекция депрессивных состояний
Задача семейной психокоррекции - ознакомить членов семьи подростка с его проблемой и показать им, как они могут помочь. Семья служит мощным источником сил для подростка с депрессивным расстройством. Разногласия членов семьи, сложности в родственных отношениях или в общении приводят к появлению определенного типа пациентов, у которых сем ...
Методика оценки оперативной слуховой памяти
«Взрослому с интервалом в одну секунду поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:
месяц ковёр вилка школа
дерево стакан диван человек
прыгать плыть шутить спать
жёлтый тяжёлый смелый красный
кукла книга пальто тетрадь
сумка яблоко телефон цветок
После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно
через 5 с ...
Методики исследования детско-родительских отношений. Методика
«Цветовая социометрия»
Целью данной методики является исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Для проведения методики необходимо подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке:
1-й ряд: черный, белый, синий, бе ...