Телевизор – «за» и «против»
Страница 1

Значительную часть досуга подростков заполняют электронные средства массовой информации – телевидение, радио, видео, сеть Интернет. Посредством их сегодня формируется внутренний мир школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ носят в подавляющем большинстве не познавательный, а развлекательный характер. С точки зрения реализации функций массовой культуры - развивающей, воспитывающей и развлекательной, - преобладает последняя.

За последнее десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о все более деструктивном влиянии многих средств массовой информации на психическое здоровье населения, в частности, детей. Это вызывает тревогу и озабоченность медицинской общественности и широких кругов общества.

На телеэкранах российского телевидения почти ежедневно освещаются в подробностях «кладбищенские» новости, траурные события, катастрофы, убийства, несчастные случаи, жертвы, их плачущие родственники. Зрелище смерти регулярно вводится почти в каждую квартиру, в каждую семью. В силу психологического механизма сопереживания, эмпатии, эмоционального резонанса подобное зрелище вызывает у многих телезрителей чувство сострадания, снижение настроения, тревогу за своих близких, которые могут оказаться в кризисных или чрезвычайных ситуациях. Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре подобных телепередач, в результате их накопления и суммации могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушением сна, развитию предневротических и невротических расстройств. То же самое можно сказать о воздействии кино, которое призвано развлекать, а не нести информацию. Изображение дерущихся и убивающих друг друга людей может усилить в ребятах их агрессивные наклонности. Это влияние варьирует в диапазоне от «слабого» до «среднего». Поскольку средства телевещания показывают фильмы многим миллионам телезрителей, по всей стране в течение любой недели может произойти на несколько сот серьезных актов насилия большее, чем их было бы в том случае, если бы такие фильмы не демонстрировались.

Иногда зрители, особенно подростки, отождествляют себя с теле - и киногероями, что также влияет на силу их впечатлений от увиденного на экране. Отождествляя себя с одним из персонажей, они, по сути, воображают себя этим человеком. Как следствие, подростки очень эмоционально реагируют на все, что бы ни случилось с их персонажем.

Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия является в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпровождения подростков. Что скрывается за притягательностью кровожадности и зверского насилия для детей, и какие мотивы объединяют их в группу, сидящую у телеэкрана? По сюжетам видеофильмов ужасов и насилия в банды и другие группировки обычно объединяются только мужчины. Женщины, будучи героическими персонажами, выступают лишь в роли борцов-одиночек, имея при этом за своей спиной поддержку мужчины - супергероя. Еще в 1956 году в книге «Юность и опасность» американский социолог Роберт Гендриксон писал: «Жестокость и садизм, небывалый рост преступлений с применением насилия, юный возраст преступников – все это говорит, что мы стоим перед сложнейшей проблемой нашего времени. Все эти кричащие факты преступности несовершеннолетних требуют, чтобы мы хоть сейчас направили все наши усилия на ее искоренение, иначе этот «девятый вал» захлестнет наших сыновей и дочерей». (9,с. 476)

Характерен и такой эпизод: в последние годы на телевизионных экранах стал весьма популярным сюжет «киднэппинга», то есть кражи детей с последующим требованием выкупа. Вскоре заработала линия «связи»: телевидение – правонарушения несовершеннолетних. Участились случаи, когда старшие подростки крали детей и требовали выкупа у родителей. Нередко такие случаи заканчивались трагически. Таким образом, телевидение помогает сформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отношениях. А это в свою очередь не может не увеличивать числа тех молодых людей, которые не только не восхищаются насилием, но и даже обожествляют его. Однако некоторые исследователи Ф.С. Махов, Л. Берковиц и другие утверждают, что показ насилия на экранах телевизоров действуют благоприятно на психику ребенка, так как безвредным путем дает выход скопившейся у него агрессивности, ослабляя его агрессивные инстинкты, выполняя функции своеобразных «предохранительных клапанов».

Страницы: 1 2

Сущность правомерного психологического воздействия в деятельности сотрудников ОВД.
Главными целями профессиональной деятельности сотрудников ОВД и следователей, в частности, являются раскрытие и расследование преступлений, что означает в самом общем виде установление истины, создание необходимых условий для правильного применения закона и его реализации на основе полного, объективного и всестороннего исследования всех ...

Фактор MD “Адекватность самооценки”
Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей могут быть выделены блоки факторов 1. Интеллектуальные особенности: B, М, Q1 2. Эмоционально-волевые особенност ...

Методики диагностики и коррекции долговременных программ, формирующих жизненный путь личности. Выявление долговременных программ. (методика «психологическая автобиография»)
На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и разнонаправленностью жизненного пути. Уровни соматического, личностного и социально-психологического фу ...