Достоинства и недостатки применения компьютерных технологий
Страница 2

Компьютерная психодиагностика » Достоинства и недостатки применения компьютерных технологий

Также имеется возможность создания компьютерного банка данных. Однако в рамках отдельной методики это приносит не слишком много выгод. Хотя эти выгоды достаточно существенны для того, чтобы их отметить, как повышающие качество психодиагностической работы. Главным образом, ведение банка, в котором накапливаются результаты психодиагностических исследований, позволяет значительно ускорить процесс получения достоверных, эмпирически обоснованных тестовых норм для различных контингентов испытуемых. Также наличие банка психодиагностических данных создает предпосылки для широкого использования диагностического подхода, основанного на поиске прецедентов из множества хорошо изученных случаев психодиагностической практики. Поэтому и была поставлена задача создания компьютерного банка данных по нескольким методикам.

Также облегчается отображение результатов. Неоспоримым достоинством современных компьютеров являются развитые средства отображения информации. С помощью этих средств не составляет особой сложности организовать выдачу результатов единичного психодиагностического обследования на экран дисплея или в виде твердой копии в привычной для психолога форме профиля личности, графика или таблицы. Также компьютеры предоставляют возможность оперативно отображать результаты обследования выборки испытуемых посредством диаграмм и гистограмм распределения значений заданного диагностического показателя. Другая возможность заключается в преобразовании с помощью методов шкалирования и отображении результатов многомерных тестов в двух- и трехмерные картинки, позволяющие визуально оценивать группировки испытуемых в пространстве той или иной многомерной психодиагностической методики.

Еще одним существенным достоинством компьютерного психодиагностического эксперимента от "ручного" аналога является возможность организации интеллектуального интерфейса пользователя компьютерной методики. Сюда входит возможность получения посредством диалога с компьютером различных справок, разъяснений, рекомендаций по подготовке психодиагностического обследования и в процессе его проведения. И, конечно, апофеозом компьютерной поддержки методики является получение развернутого и обоснованного психодиагностического заключения в вербальной форме.

Различают два вида автоматизированного психодиагностического заключения. Первый предназначен для испытуемого, а второй - для профессионала - психодиагноста. Как отмечает А.Г. Шмелев [17], эти два вида интерпретации не должны быть идентичными. Не приспособленная для понимания испытуемым профессиональная интерпретация может нанести человеку настоящую психическую травму. Поэтому сообщения для испытуемых должны быть, прежде всего, сформулированы на языке житейской психологии, приспособленном для непрофессионального понимания. В то же время быстрая интерпретация ожидается испытуемым, как правило, с нетерпением, повышает его заинтересованность в обследовании и мотивационную включенность в тестирование.

Формирование профессиональной интерпретации результатов психодиагностического тестирования рассматривается некоторыми авторами, например, Гавриловой Т.А. [16] как задача построения экспертной системы, в которой аккумулируются знания нескольких наиболее квалифицированных специалистов. Альтернативу этому подходу, связанному с выявлением закономерностей в структуре знаний экспертов об исследуемой предметной области, составляет так называемый экзистенцианальный подход, основанный на эмпирическом накоплении диагностических прецедентов и формировании типовых образцов интерпретации. И тот и другой подход имеет свои достоинства и недостатки. Здесь же отметим, что первый подход позволяет не только получать результирующую интерпретацию, но и узнавать аргументированные ответы на вопросы, какие закономерности лежат в основе конструирования полного и непротиворечивого вербального диагностического заключения. Таким образом, имеется возможность использования компьютерной психодиагностической методики в режиме обучения искусству психодиагностики.

Страницы: 1 2 3

Характеристика семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка. Признаки семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка .
Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, характеризуются следующими признаками: • родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка; • личностные проявления и поведение ребёнка не отвечают ожиданиям родителей, и как следствие, вызывают у н ...

Личность в юридической психологии. (понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая
сфера, индивидуально-психологические особенности) В специальной психологической литературе, как и в обыденном человеческом взаимодействии, часто употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Содержательно данные понятия тесно переплетены между собой, но их соотношение с психологическим понятием «личности» ...

Строение характера
Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют обществен ...