Формирование этнокультурной идентичности детей в процессе знакомства с народной игрушкой
Страница 3

Психологическая информация » Формирование этнокультурной идентичности детей в процессе знакомства с произведениями художественной культуры » Формирование этнокультурной идентичности детей в процессе знакомства с народной игрушкой

Но особенностью игрушки стало то, что в этом виде народного искусства древнее его назначение не забылось, сохраняясь лишь в малопонятных современникам знаках и символах, но на протяжении тысячелетий продолжало вдохновлять новых и новых мастеров на создание маленьких шедевров. И секрет здесь прежде всего в том, кому предназначались вылепленные умелыми руками гончаров звери, животные, люди. Теперь уже никто не станет спорить с тем фактом, что ребенок в своем развитии проходит все стадии освоения мира, пройденные на протяжении тысячелетий человечеством. Подобно тому, как тысячелетия назад глиняная баба – идол языческого женского божества – «оживала» во время свершения над нею магических операций во время того или иного обряда, художественный образ современной игрушки раскрывается только в игре, увидеть ее нравственную ценность можно только в действии. Так же как и человеку далекого прошлого, ребенку игрушки в зависимости от его возраста помогали либо учиться ходить, либо осваивать пространство, либо постигать законы природы и общения внутри его коллектива: семьи, рода, общины, деревни. Игрушка, оказывается, неразрывно связана с общением, формами воспитания детей разных возрастов: ее сюжеты часто повторяют излюбленные темы колыбельных песен, прибауток, сказок о животных, игровых и бытовых песенок, волшебных и сатирических сказок.

Сказывается здесь и та обстановка, в которой и для которой создавалось большинство народных игрушек.

Лучше всего написал о процессе создания северной народной игрушки С. Максимов: в одном из своих рассказов о рыбаках Поморья: «Между делом, при затянувшейся неблагоприятной моряне, досушие мастера работают разные безделушки. Отсюда те модели корабликов, людей, раньшин со всеми снастями, которыми изукрашены палисадники, ворота и светелочные балконы в богатых домах, отсюда же и те голубки, гнутые из лучинок и раскрашенные, которыми любят украшать потолки своих чистеньких зал все богачи прибрежьев Белого моря». Артели рыбаков даже специально нанимали сказителя – старинизма, который обязан был длинными зимними вечерами развлекать артельщиков, рассказывая им былины, сказки, истории. Собирались поморы у огонька лучины, слушали сказителя и резали свои подарки. Под напев былины плавно, ритмичным движением ножа, выявляющим лишь самые общие очертания предмета животного или человека, (иногда топором) вырубались архангельские и поморские игрушки: куклы-панки, кони, птицы». [21, 21-22]

«В результате игрушка, несмотря на малые размеры, обретала монументальность, образ ее, как в лучших творениях деревянного зодчества оказывался то лаконичным и значительным, то легким и лиричным.

Народную игрушку, выполненную из любого материала: будь то глина, дерево, тряпки и т.д. – отличает скромность, упрощенность форм. Такие игрушки не предназначены для созерцания: ребенка интересует в них не внешняя конкретная форма, а их функции, срытые в них импульсы к действию, к познанию, общению, импровизации. Стимулировать фантазию - главная задача игрушки. Ярче всего эта черта народной игрушки проявилась в так называемых «самоделиях» игрушках, сделанных самими детьми из подручного материала.

Если согласиться с утверждением некоторых психологов и этнографов о том, что древнее мифологическое создание, свойственное нашим далеким предкам по-прежнему срыто присутствует в душе каждого нашего современника, тогда понятной становится такая великолепная сохранность в современной игрушке древних мотивов и образов, их блестящая сочетаемость с бытовыми сюжетами из жизни русской деревни начала XX века. Играющему такой фигуркой ребенку предлагалось не только вспомнить и воссоздать в игре мир, ему прекрасно знакомый: отношения в семье, виды крестьянского труда, развлечения и праздники - но и пофантазировать на темы из далекого прошлого, неизменно связанные с циклом календарных и семейных обрядов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Список материально-технической базы кабинета педагога-психолога
1. Мебель (шкаф – 1, стулья – 15, столы -2, стол журнальный -1); 2. Магнитофон; 3. Компьютер; 4. Аудиокассеты с музыкой (релаксационные, активизирующие, шум моря, леса, детские песенки и т.д.); 5. Игры (дидактические и развивающие); 6. Игрушки; 7. Ковёр, часы, картины -3, цветы – 14. ...

Характеристика семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка. Признаки семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка .
Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, характеризуются следующими признаками: • родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка; • личностные проявления и поведение ребёнка не отвечают ожиданиям родителей, и как следствие, вызывают у н ...

Предшествующие воспалительные заболевания
Бесплодие может быть обусловлено патологическими изменениями в репродуктивной системе женщин. Эти изменения могут быть анатомическими и функциональными. Возможно и их сочетание. Воспаление придатков, маточных труб и яичников приводят к гибели реснитчатых клеток, возникновению очагов фиброза на их месте и спаек между этими очагами, что п ...