Свойства
и закономерностиСтраница 3
Контраста явление - изменение интенсивности и качества ощущения под влиянием предшествующего и сопутствующего раздражителя, например, после холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим или одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, а на белом - темнее.
Продолжительность ощущений
Ощущения имеют способность сохранять интенсивность во времени. Они возникают не сразу, а спустя некоторое время - латентный период (скрытый, невидимый). Эти периоды различны для разных анализаторов, например для тактильных ощущений - 130 м/сек, а для боли - 50 м/сек. Но ощущения и не исчезают сразу после раздражения. Существует инерция - некоторое время образ сохраняется, его называют последовательным. Если долго смотреть на солнце, а потом перевести взгляд на белую стену, то на ней будет виден диск солнца в полном соответствии с исходным (по цветности и светлоте) - положительный образ или измененный (отрицательный).
Латентный период (от лат. latens - скрытый, тайный) - время между началом действия стимула и возникновения видимой реакции на этот стимул.
Последовательный образ - ощущения не исчезают сразу после прекращения действия раздражителя. От раздражителя остается след -последовательный образ.
Пространственная локализация
Благодаря бинокулярности зрения, слуха мы видим и слышим образы ощущений в определенном месте пространства. Локализация тактильных ощущений вырабатывается в опыте благодаря совместной деятельности зрения и мышечного чувства. Ощущения прикосновения, давления и боли различны на разных участках тела. Ощущение вкуса локализуется на разных участках языка: сладкое - кончик языка, кислое - края языка, горькое - основание языка, соленое - края и середина языка. Обоняние - более чувствительна левая сторона носа.
Пространственная локализация раздражителя (для слуха) - точка пространства, из которой исходит звук. Основную роль при локализации звука играет то, что: а) ухо, которое находится ближе к источнику звука, испытывает воздействие стимула несколько раньше, чем другое ухо; б) голова создает «барьер», который частично блокирует звук так, что ближнее к источнику ухо получает более интенсивный стимул; в) два уха воспринимают различные фазы звуковых волн.
Термин «локализация» употребляется относительно слуха (определение расположения источника звука в среде), зрения (определение положения стимула в области зрения), осязательных ощущений (определение места стимуляции на коже).
Ощущения человека и животных
Согласно представлениям, разработанным в советской психологии, ощущения возникают в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от ощущений животных ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания ощущений как процесса развития всей всемирной истории (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств, таких как системы фонем родного языка, шкала музыкальных звуков или основных тонов светового спектра.
Вывод
Мы рассмотрели лишь некоторые проблемы психологии толпы в их теоретическом и практическом аспектах. Основой послужили западные теории и результаты исследований, проводившихся на Западе. Сегодня мы сами столкнулись с этим явлением, и, следовательно, нам самим предстоит его изучать, тем более что любые общие закономерности приобретают спе ...
Методические рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР дошкольного
возраста. Основы коррекционного развития памяти у детей с
ЗПР дошкольного возраста
В исследованиях Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, и многих других авторов развитие памяти рассматривается как процесс постепенного формирования у ребенка сложной мнемической деятельности, успешность которой существенно зависит от активности запоминающего субъекта, его отношения к заданию, от умения применять рац ...
Что и как формирует семья у детей дошкольного и школьного возраста
Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. В семье начинается в ...