Свойства и закономерности
Страница 2

Теории и виды ощущений » Свойства и закономерности

Чувствительности абсолютный порог (нижний) (РА) - минимальная величина раздражителя любой модальности, при котором впервые возникает ощущение.

Чувствительности абсолютный порог (верхний) - это максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринимается в своей модальности или вообще не воспринимается.

Чувствительность относительная (разностная, дифференциальная) - это способность ощущать слабые различия между раздражителями одной модальности.

Чувствительности относительный порог (разностный или дифференциальный) - это минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений.

Вебера - Фехнера закон - закон психофизики, утверждающий, что сила ощущения пропорциональна логарифму величины (интенсивности) воздействия на органы чувств раздражителя (S = k In + С, где S - интенсивность ощущения, к - коэффициент пропорциональности, зависящий от модальности раздражителя, С - постоянная интегрирования). Главный смысл данной закономерности заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.

Изменение чувствительности

Чувствительность может изменяться в зависимости от разных условий: характера деятельности, возраста, функционального состояния, от особенностей рецептора, силы и длительности раздражителя. Можно выделить две формы изменения чувствительности: адаптация, сенсибилизация. Адаптация заключается в изменении чувствительности при слабых раздражителях, например при переходе из светлого помещения в темное световая чувствительность увеличивается и уменьшается при обратном переходе. Хуже человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям. Все виды ощущений взаимосвязаны, поэтому ощущения зависят еще и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие анализаторы. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств и есть сенсибилизация.

Адаптация (лат. adaptatio - приспособление) - приспособление к внешним условиям.

Адаптация (сенсорная) - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильной освещенности его чувствительность снижается. Адаптация существует и в слуховой сфере (изменение слуховых ощущений в условиях тишины и шума), в сфере обоняния (при действии сильных запахов), осязания (при сильном холоде или жаре) и вкуса.

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Например, увеличение остроты зрения под влиянием слабых слуховых или обонятельных раздражителей. Известны значительные повышения чувствительности за счет характера деятельности (скрипачи обладают высокой чувствительностью к звукам, текстильщики научаются различать более 60 оттенков черного цвета и т.д.).

Взаимодействие ощущений

Синестезия (греч. syn - с, совместно, aesthesis - чувство, ощущение. - соощущения) - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для других анализаторов. Качество ощущений одного вида переносится на другой. Встречаются в норме («цветовой слух») у многих людей, и особенно у музыкантов (например, у Скрябина), например, низкочастотные звуки дают ощущение мягкости или обилия, в то время как высокочастотные звуки воспринимаются как хрупкие и острые, синий цвет воспринимается как холодный, в то время как красный - как теплый. В психической патологии, например, встречаются синестетические функциональные и рефлекторные галлюцинации.

Страницы: 1 2 3 4

Введение.
Проблема нашего исследования заключается в том, что зачастую низкая успеваемость в младшем школьном возрасте сочетается с высоким уровнем интеллекта ребенка. В чем же может быть причина низкой успеваемости школьников? Мы предположили, что этой причиной может быть несформированность у учащихся навыков саморегуляции. На это также указывал ...

Анализ состояния проблемы в практике. Констатирующий эксперимент.
Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии мышления и потребности выразить себя. Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их г ...

Программа по коррекционной работе с депрессивными подростками
При выборе вида коррекции учитывалось, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, и потому при работе с подростками, обнаружившими депрессию, предпочтение было отдано ее групповому варианту. В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности повышается уровень психической ак ...