Словесно-логическое мышления у детей при заикании

Психологическая информация » Специальная психология » Словесно-логическое мышления у детей при заикании

Особенности словесно-логического мышления детей с заиканием.

По данным М. В. Ипполитовой и Е. М. Мастюковой (1977), у детей с заиканием наблюдается небольшая задержка развития логического мышления, иногда дети устанавливают сходство и различие между предметами и явлениями окружающего мира по несущественным признакам; классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуационных связей; не сформированы многие обобщающие понятия. Однако дети, пользуясь оказываемой им помощью, могут перенести способы решения на аналогичные задания. Задержка развития логического мышления сочетается у детей с заиканием с низким уровнем сформированности познавательных интересов. Этой группе детей характерным является органический психосиндром, который проявляется в замедленности психических процессов, плохой переключаемости интеллектуальной деятельности, повышенной раздражительности с чертами однообразия выполняемых действий, повышенной истощаемое. По мнению авторов, у детей с заиканием страдает начальная стадия познавательного акта — сосредоточение и произвольный выбор информации. Это отражается на всех последующих стадиях познавательного процесса – запоминании, осмыслении. Повышенная истощаемость внимания выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, повышенной инертности, трудности переключения с одного задания на другое, "трафаретные" способы решения познавательных задач.

У этой группы детей оказывается несформированным умение целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи, ситуации, в которой они находятся в реальной жизни, выделять в ней существенные элементы, осуществлять сравнение, обобщение, абстрагирование, осуществлять контроль и адекватно оценивать результаты своей деятельности. Возникают практические затруднения в планировании и адекватном выборе решения задач, а также при последовательном осуществлении тех операций, которыми ребенок владеет, в частности в осуществлении "пошагового" контроля за собственной деятельностью.

У детей, имеющих нарушения в программировании высказывания, то есть нарушения в звене программирования внутреннего плана речи, наблюдаются своеобразные варианты затруднений в решении мыслительных задач.

План решения задачи у них отсутствует. При исследовании обнаруживается несформированность мотивации и ориентировочной деятельности ребенка, что проявляется при постепенном усложнении задач.

Аналогичные явления прослеживаются при выполнении заданий из сферы вербально-логических видов мышления. Так, при описании сюжета серии последовательных картинок такие дети лишь со стимулирующей помощью справляются с легкими сериями (сюжеты с явным смыслом, небольшое (2-3) количество картинок в серии), но они не могут ориентироваться в сюжетах со скрытым смыслом, при увеличении объема картинок в серии.

Им характерна инактивность, инертность в разных видах деятельности.

У детей с грубыми нарушениями речи, имеющих персеверации в речи, наблюдаются и в других видах деятельности персеверации, а также и при решении мыслительных задач. В действиях детей при решении наглядных задач наблюдаются персеверации (например, в качестве лишней картинки ребенок все время показывает картинку в правом верхнем углу, так как однажды эта позиция совпала с реальным решением), а при классификации выражено "соскальзывание" с основного на побочный признак, что характеризует непоследовательность мыслительной деятельности.

Комплекс рекомендаций по улучшению коммуникативных особенностей подростков
Для того чтобы у человека развивалось умение правильно воспринимать и оценивать людей, необходимо, во-первых, чтобы он научился внимательно наблюдать за людьми, целенаправленно находить и умело использовать информацию, позволяющую ему судить об индивидуальных особенностях людей, с которыми он вступает в общение. Это означает, что тот, к ...

Особенности личностных типов
Практически любая из известных личностных типологий включает и такие особенности личностных типов, которые проявляются в общении. Так, люди отличаются друг от друга по силе реагирования на окружающие воздействия, в том числе и на обращения к ним других людей, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такие п ...

Характер и темперамент
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных: - отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружицкий); - противопоставление характера и темперамента, подч ...